Зомби.
Кому неизвестен киношный образ зомби? Конечно, от фильма к фильму они немножко меняются, становятся более “естественными”, с более качественным гримом и все такое прочее. Но сам образ остается примерно схожим. Кто такой зомби в исполнении киноиндустрии? Ну в первую очередь это живой мертвец. Мертвец поднятый магом-некромантом или просто “пробудившийся” по каким-то соответствующим сюжету причинам. Воздействие каких-то химических веществ, влияние какого-то магического артефакта, да мало ли что еще. Довольно популярным вариантом стало заражение зомби вирусом. Тут и оправдание передачи “зомбистости” через укус, и есть несколько штампов, которые более-менее канонически кочуют из фильма в фильм, перечислю их. Зомби тупые, то есть лишенные разума, как вариант труп “управляемый” вирусом. А то уже и не совсем труп, а скорее больной человек. Впрочем, от этого он менее “зомбистым” не становится. Второе, зомби медлительные и малоподвижные если шевелятся – ну трупы же! В-третьих, все, что им нужно это закусить чьими-либо мозгами, на крайний случай плотью. Но киношный образ, киношным образом. А как говорится, истоки у него должны быть. Попробуем немножко разобрать, собственно, происхождение этого образ и насколько он соответствует тому, что было его прототипом.
Само слово пришло с Гаити. И зомби там действительно существовали. Не беру даже это слово в кавычки, потому что именно это явление стало прообразом киношных “зомби”. Но дело в том, что зомби Гаити не мертвецы, вернее, псевдомертвецы. Хотя многие ученые оспаривают и сам факт существования такого явления на Гаити, сводя все не более чем к легендам. Но неоднократные случаи, когда пропавший человек возвращался домой через годы отсутствия и ничего не помнил о том, что с ним происходило и “рецепты гаитянских колдунов” наводят на мысль, что все же что-то там реально происходило, а не только страшные истории рассказывали. Если кратко и простыми словами описать, то местные колдуны делали порошок из специальной ядовитой рыбы и различных трав. Яд рыбы содержал вещество, которое в небольшой дозе не убивало человека, а сводило функции его организма к минимуму – так что внешне он мог быть принят за мертвеца, даже после беглого осмотра врачом. Такого человека хоронили, но через какое-то (определенное время) действие яда спадало и он приходил в себя – “оживал”. В это время его и выкапывал из могилы колдун. Возможно после этого порошка он применял еще какие-то вещества, которые держали человека в состоянии, когда его разум практически не работал и он мало осознавал происходящее, но подчинялся приказам и делал несложную работу. Такими способом гаитянские колдуны получали себе бесплатных работников для своих нужд, а заодно пугали людей своей “силой оживлять мертвецов”.
Впрочем, истории про возвращающихся с того света покойников свойственны не только Гаити. Это очень устойчивый и распространенный образ, который пугает и пугал людей на протяжении всей истории человечества. Древние египтяне считали, что душа может вернуться в тело, вернее, в конечном итоге она и должна будет в него вернуться, такое воскрешение по-древнеегипетски. Почему с телами обходились столь внимательно. Мумии делали, чтобы сохранить тело для возвращения души. В мифах и легендах проскальзывают истории о бродящих около пирамид и кладбищ оживших мертвецах. Впрочем, там их не так уж сильно боялись. Скорее воспринимали вернувшимися родственниками, с которыми можно будет поболтать и расспросить, как там на том свете живется, ну конечно, если покойник не был на тебя обижен лично и не пришел мстить за обиду. Естественно, на киношных зомби они не походили. Даже близко не стояли. А вот в средние века в Европе оживших мертвецов боялись. Да и внешне представляли себе что-то подобное тому, что воплотили в фильмах. Такой полуразложившийся труп с явно недобрыми намерениями. Был особый подвид “зомби” драуги – воины погибшие бесчестно. Впрочем, о них рассказывали как о вполне разумных и наделенных сверхсилой, пришедших мстить или, напротив, заслужить прощение.
Наиболее близкий к образу киношного зомби образ из легенд – это, пожалуй, вурдалак. Ну собственно, вурдалак слово скорее славянское, но подобные же легенды были во всей Европе, только назывались они иными словами. Впрочем, вурдалак смотрится скорее как гибрид зомби и вампира. Это гниющий мертвец выбравшийся из могилы и бродящий по ночам. Да, умом они не блещут. И да, пытаются нападать на живых, чтобы полакомиться их плотью и кровью. Впрочем, за неимением живых не откажутся и соседнюю могилку раскопать и закусить мертвецом неожившим. Но в отличии от зомби в кино, вурдалаки считались очень даже подвижными, более того, шустрыми, способными прыгать, бегать, лазить по стенам и даже по потолку.
Интересно, что на Руси, где и про вурдалаков легенды ходили, существовали легенды о других мертвецах – навьях. Это тоже ожившие трупы, впрочем, в некоторых легендах скорее призраки. Но чаще всего именно физические мертвецы восставшие или регулярно восстающие из могил. Но, в отличии от большинства легенд, об оживших мертвецах навьи очень специфически выделяются. Во-первых, они поднимаются не чужой волей и не каким-то “проклятьем” или воздействием какой-то внешней силы. Чаще всего это люди, у которых осталось что-то в мире живых, к чему они привязаны и что их удерживает в этом мире, к чему они пытаются вернуться. Навьи неглупы, они ведут себя как обычный человек, зачастую даже не понимают или не хотят понимать, что они уже мертвы и их жизнь закончилась. Они не пытаются кого-то съесть или покусать. Да и “злыми” их даже не назовешь. Конечно, навьи могут вернуться, чтобы кому-то отмстить, кого-то убить. Но далеко не всегда. Могут вернуться за своими близкими, по которым сильно соскучились и попытаться их увести с собой. Что для живого человека тоже не очень хороший вариант. Но навьи так же могут приходить, чтобы кого-то защищать или оберегать. Или просто завершить очень важное дело. Так существует легенда, что жил был кузнец, очень хороший мастер, старательный и делал он великолепные мечи, лучшие в округе. К нему приехал князь, чтобы заказать себе меч. Кузнец дал слово, что изготовит князю меч. Но сдержать-то слово не смог, так как заболел и умер. Через несколько дней, после того как его похоронили, увидели родичи его ночью, как со стороны кладбища пришла фигура похожая на кузнеца. Он прошел мимо дома и направился к кузнице. Вскорости послышался стук молота на наковальне. К рассвету стук прекратился и родственники зайдя в кузницу никого в ней не нашли, но в горне горел огонь, хотя вечером его не было. Так продолжалось несколько ночей. В последнюю же ночь кузнец опять работал почти всю ночь и незадолго до рассвета покинул кузнецу, встал перед окнами родного дома, поклонился и пошел в сторону кладбища. Больше он не появлялся. А его родственники зайдя в кузнецу утром нашли на наковальне великолепный меч – посмертную работу мастера, который и отнесли князю, как обещал кузнец. Другая история рассказывает, что в поселке жила женщина, у которой родилась дочь, но вскорости она заболела и умерла. Но каждый раз как слышался плачь ее дочери, покойная мать вставала из могилы, приходила к свой дочери. Никому не причиняла вреда, лишь смотрела и пыталась к ней подойти, когда же девочка успокаивалась она убедившись, что все в порядке уходила обратно в могилу. Нави не только не агрессивные, но могут быть вполне дружелюбными и помогающими. Это скорее образ предков – защитников рода, тех родственников, которые ушли в иной мир, но помнят о своих близких и возвращаются к ним.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :