Женщины-воительницы.
Вот частенько доводится слышать от мужчин (в особенности тут в комментариях), мол, во все века и во все времена мужчины ценой своих жизней защищали женщин и все такое прочее, так что без мужчин женщин давно бы всех убили или в рабство в цепях угнали. Никоим образом не пытаясь приуменьшить исторические заслуги мужского рода в защите своей земли, хотя организация набегов, чтобы убивать и уводить в рабство тоже заслуга преимущественно мужская, несколько оспорю заявление, что сие было прерогативой исключительно мужской. Ну и вообще о равноправии и участии женщин в военном деле в историческом плане, так сказать. Поговорим о женщинах-воительницах.
Ну если отодвинуть в сторону истории про тех же амазонок, красочно расписанные греками, которые были, видимо, крайне утрированной и более красочной (хотя и притянутой за уши) передачей рассказов о сарматских и скифских воительницах, а также отодвинуть в сторону времена до появления письменности, о которых можно лишь строить предположения, то мы получим очень широкий пласт истории, который далеко не так однозначно позволяет посмотреть на вопрос совместимости женщин и военного искусства.
Начнем, пожалуй, с тех же скифов и сарматов (савроматов). И начну, пожалуй, с описаний тех же греков. Собственно, греки (эллины) строили колонии по берегам всех морей, где плавали, в том числе и на серверном побережье Черного моря. Где прямыми соседями этих городов-колоний были скифы. Описание амазонок, уж если не со скифов было взято, то с сарматов точно, так как сарматы жили немножко в стороне от греков севернее и восточнее, и женщины-воительницы в их культуре играли, видимо, более значимую роль, чем у скифов. Что и привело к описанию мифического племени состоящего из одних женщин, которые своих мальчиков то ли убивали, то ли отдавали в племена отцов, с которыми встречались, если вдруг такая идея в голову придёт. Ну и всякая дичь про отрезанную грудь для улучшения способности стрелять, пожалуй, была приписана ради красного словца. Впрочем, скифские женщины тоже большим миролюбием не отличались. Хотя общество скифов находилось, пожалуй, на стадии утверждения более патриархальных устоев, женщины пусть не все, но в достаточном количестве тоже принимали участие в военных походах, там более в защите в случае нападения на племя, и вполне неплохо владели и мечом и луком. Учитывая, что тактика степняков обычно свилась в первую очередь к быстрым атакам и отходам для повторных атак конных лучников – прям большого значения физическая сила в этом не играла, а вот ловкость и проворство очень даже имели значение. На Дону был раскопан курган с захоронением скифских воительниц, в котором было похоронено несколько девочек и женщин, вероятно, павших в одном бою, причем младшим было лет по 12-13, старшей около 25-30. Все, включая девочек-подростков, были захоронены с оружием и в доспехах, хотя курган был в более поздние времена разграблен и ценностей вроде золота и т.п. в нем не осталось, но оружие и остатки доспехов сохранились. Захоронения вооруженных женщин встречались и в других раскопках, в том числе и с мужчинами-воинами и одиночные.
Культура сарматов достаточно близка к культуре скифов, хотя и не идентично ей. Если скифы находились скорее на стадии перехода к оседлому земледельческому образу жизни и, как следствие, к патриархальному устройства общества, то сарматы оставались кочевниками. Скифские племена были и оседлые возделывавшие землю, были и кочевые. Сарматы земледелия не знали, по крайней мере изначально. И как для большинства кочевых племен устройство общества у них было скорее эгалитарным. Вожди племен были не только мужчины, но ими становились и женщины. Да и в случае войны за луки брались как мужчины, так и женщины. Греков (у которых было очень даже патриархальное общество), при встрече с сарматами удивляло большое количество женщин среди их воинов настолько, что родилась легенда про амазонок.
- В более поздние времена кочевые и полуоседлые племена тюрков на территории Средней Азии и Южной Сибири вели примерно схожий образ жизни с сарматами и имели общественное устройство схожее же с ними. Женщины брались за оружие и участвовали в войнах наравне с мужчинами. Может быть, конечно, не все поголовно, но количество тюркских воительниц было далеко не маленьким. Да и во власть им дорога тоже не была закрыта. Тюркские племена могли возглавлять и женщины, такое положение продолжалось вплоть до принятия этими народами ислама.
Но с Востока перенесемся на Запад. Кельты. В связи с кельтами обычно вспоминают Англию. Но кельтские народы занимали практически всю территорию Европы, вплоть до завоевания ее Римом, а позже вторгшимися на подвластные Риму территории германцами. Иберы в Испании, Галлы на территории нынешней Франции, Бриты. Пикты и прочие народы на Британских островах. Как и в племенах сарматов и тюрков, женщины занимали равное положение с мужчинами в обществе кельтов. Римские авторы удивляются в своих описаниях свободе и независимости кельтских женщин. Как и у тюрков и у сарматов – женщины воевали наравне с мужчинами и наравне с мужчинами принимали участие в жизни племени, в решении племенных дел. Вожди-женщины возглавляли целые союзы племен и немало потрепали нервы римским военачальникам. Одна Боудикка чего только стоила, поднявшая бунт подвластных Риму племен в Британии, несколько раз разбившая римские “непобедимые” легионы и практически вышвырнувшая римлян на континент. Остановить крах римского владычества на островах смог лишь новый полководец применивший неожиданную тактику и принципиально новый способ ведения боя. Те же римляне боялись кельтских воительниц больше, чем кельтов мужчин, так как считали их более безумными и яростными в бою. И более кровожадными и жестокими.
Впрочем, и в более поздние времена, в племенах пиктов менее всего оказавшихся подверженными влиянию других народов женщины составляли значительную часть повстанческих отрядов противостоящих Великобритании и английским лордам.
Среди германцев, конечно, прям поголовно все женщины не были воительницами. Но таких хватало. В особенности если вспомнить ближайшие к нам по времен времена викингов. Громкие имена: Лагерта, Гудрид, Хервор, Фрейдис Эрикдооттирс, Унн, Гудрид Торбъярнаддотир, Сигрид Гордая – запечатлены в сагах и сказаниях. Были не только воительницы-одиночки сражавшиеся вместе с отрядами мужчин. Были целые отряды воительниц. Так в исторических записях упоминается в битве при Бровалле на стороне датчан сражался отряд воительниц около трех сотен человек.
Более позднее средневековье, несмотря на его патриархальность, не закрыло наглухо двери перед женщинами-воительницами. Опять-таки если не брать в расчет одиночные случаи на подобие Жанны д Арк, которая, наверное, самый известный случай женщины-рыцаря и предводительницы войска, самый известный, но не единственный, в Европе существовал целый женский рыцарский орден Орден Топора, о чем у меня была отдельная статья.
Заглянем еще дальше на запад и еще ближе к нашему времени. Индейцы. В частности индейцы (ну или коренные народы) Северной Америки. Племена обитавшие там находились на уровне охотников-собирателей, только некоторое из которых начали переходить к примитивным формам земледелия. В общем-то устройство общества индейских племен, пожалуй, было ближе к патриархальному. Но прям жесткой привязанности к той или иной роли не было. Во многих племенах женщина могла выбрать либо путь “скво” и жить заботясь о детях и домашнем хозяйстве, либо могла стать охотником и воином наравне с мужчинами. Впрочем, владеть оружием и применять его в случае нападения на племя и “скво” вполне себе могли. Времена индейских войн знают несколько вождей-женщин яростно сопротивлявшихся нашествию “бледнолицых”. Мо-чи у шайенов, Бегущий Орел у пиеганов. У сиу был крайне интересный обычай, согласно которого если муж женщины погибал в бою, она покидала племя и не могла вернуться в него (так как ее сердце “загрязнено печалью”), пока не снимет скальп с головы врага. Впрочем, она не обязательно должна была убить этого врага своими руками, достаточно было если другой воин племени приносил отрубленную голову тоскующей жене для “очищения”.
Майя находились на другой ступени развития цивилизации. На уровне ранних городов и ранней империи. Земледельческое теократическое общество. Но в отличии от ацтеков или инков, женщины занимали несколько иное положение. Хоть и у ацтеков и у инков – существовало разграничение сфер мужского и женского в делах общества, но это были скорее разные, но равные сферы влияния. У майя четкого разграничения не было, в том числе и война не считалась чисто мужским занятием. В военных походах майя принимали активное участие отряды женщин-лучниц.
Если вы думаете, что это свойственно только другим народам, то глубоко заблуждаетесь. Часть нашей собственной славянской культуры, старательно затертая и завуалированная. Поленицы или Поляницы. Женский аналог легендарных богатырей. Женщины-воительницы, чьи имена, к сожалению, были стёрты из нашей истории, остались лишь упоминания и намеки на их существования в других летописях и сказаниях. Хотя некоторые имена все же сохранились ,как Василиса Микулишна или Настасья Королевична.
Ну про более поздние времена, когда меч сменился огнестрельным оружием уж писать не буду. Статья и так немаленькая получилась, хотя написать можно еще много чего. Суть не в том, чего женщины могут или не могут, женщины могут многое. И суть не в том, что всем женщинам срочно нужно в армии служить идти уж тем более. Суть в том, что сама по себе война любая – ничего хорошего ни женщинам ни мужчинам не приносит. При необходимости каждый может сделать что-то, что будет нужно. Но лучше бы таких необходимостей было поменьше.
Другие мои ресурсы:
Сайт движения “Вечевая Республика”
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :