“Запретный плод слаще”
Знаете, в чем-то воспитание детей и управление государством имеют схожие черты. Не даром ведь короли и правители любили именовать себя “отцами” народа. Что родители пытаются привит своим “чадам”: какие-то свои представления и видение мира. Что власти пытаются привить народу: свою идеологию и соответствующие преставления. Да, и методы обычно бывают в чем-то схожими. Собственно, за все время существования истории, по сути, возникло их всего два, и других пока что не придумали.
Первый способ – контроль и запрет. Второй способ – наставление, направление и объяснение. Первый способ прост, не требует значительных усилий от родителя или “родителя”. Тут все просто, поставил рамки и установил наказание за переход этих рамок. Вот только такой подход никогда не действовал ни в воспитании ребенка, ни в государственной политике в отношении своего народа. Второй же требует множество усилий, старательного внимания со стороны направляющего, но только он дает реальные результаты.
Чтобы не вдаваться в пространную и достаточно бессмысленную философию, вспомните себя в период детства, подросткового возраста. Ну на кого действовали запреты родителей? И дело не в том, что вы “плохой, непослушный ребенок”. Почему возникает запрет? Потому, что у контролируемого субъекта (будь то ребенок или население) имеется интерес к чему-то. Интерес который не устраивает контролирующий субъект, будь то родитель иди государство. Причины, по которым контролер пытается в чем-то ограничить контролируемого могут быть разными, и чаще всего воспринимаются они контролером как самые благие намерения, на пользу контролируемому. Но со стороны контролируемого это выглядит совсем иначе.
Посмотрим на подростков. В первую очередь на себя в подростковом возрасте, а не с точки зрения родителя желающего оберечь своего ребенка от всех реальных и мнимых опасностей. Вспомните, как вы смотрели на все это? И не рассказывайте про то, что вы все были “пай-мальчиками” и “пай-девочками”, которые только и делали, что учились и думали как бы родителей не ослушаться. Это можете своим детям рассказывать. Напротив, вашу душу будоражили те же проблемы и те же страсти, интересы, желания, которые сейчас будоражат ваших потомков. А вполне вероятно, что с этим вы наделали в свое время глупостей, ошибок, вполне понятно, что сейчас вы хотите избавить своих детей от того, что прошли в свое время сами. Но помогли ли вам старания ваших родителей сделать тоже, что делаете сейчас вы? Для подростка мир выглядит иначе: побыть подольше с друзьями вместо скучного сидения дома с родителями, решить какие-то свои проблемы и дела, естественный интерес и тяга к противоположному полу и желание попробовать что-то, что раньше было недоступным (напитки разные например). Да попросту стучащая в голове мысль, что ты уже не ребенок и вполне самостоятельно можешь решать: что тебе подходит, а что нет – все это было, все это есть и все это будет.
Как поступает большинство родителей? Узнаю, что ты сделал (сделала) то-то: дам по шее, поставлю в угол, лишу компьютера, запрещу общаться с друзьями, не дам карманных денег – вариантов миллион. Это каким-то образом лишает подростка интереса к тому, что его заинтересовало? Вспомните себя. Нет, ни в коем случае. Это включает хитрость, желание сделать все что хочется, но так, чтобы “предки” не узнали. То есть не попасться. Именно такой подход мы потом переносим, уже во взрослом возрасте на отношение к государству, к законам. Ведь они нас продолжают контролировать как родители в свое время. Сделать что хочется, но не попасться.
Есть другой поход, который применяют некоторые родители. В первую очередь они создают доверительные отношения с ребенком. А их запретами и наказаниями не установишь. Если же ребенок знает, чтобы не произошло и чтобы не случилось, можно прийти к родителю за советом и поддержкой. Что тебя не накажут, а постараются объяснить и подсказать как лучше и дадут совет, когда нет запрета, а есть лишь рекомендация: да ты можешь попробовать, но потом могут возникнуть такие-то и такие-то проблемы, так что подумай, а стоит ли это того? Тогда подросток может попробовать и поймет что, а ведь и правда лучше не буду я этого делать… Или даже не попробовав поймет, что не стоит. А вот в случае запрета, запрет не остановит: только заставит спрятаться, сделать тайно, наврать и закрыться от родителей. И не понимая причин, не видя возможных последствий, воспринимая родителей “тиранами” – наверняка сделает, даже просто наперекор и на противность.
Аналогично происходит и в отношениях народа и государства: чем больше государство ставит запретов населению, чем больше сфер жизни и действий пытается взять под контроль – тем менее законопослушным становится население. И чем жестче наказания за какие-то действия граждан, тем более неприемлемыми воспринимаются ими законы. И как в случае с родителями, подросток раньше или позже “посылает” своих родителей и заявляет, что теперь он сам решает свою судьбу, так и население бывает “посылает” свои власти, и если не устраивая революции, то как минимум переставая воспринимать законы как что-то реально имеющее отношение к народу и жизни. В результате возникает двойная жизнь: официально законопослушное население, которые в “тени” делает то что хочет, хотя кого-то ловят и наказывают, но далеко не всегда ловят, ведь те, кто ловит тоже люди…. Как и в семье подросток мило улыбающийся маме и папе, и обещающий пойти “позаниматься к подружке”, отправляется на вечеринку со всеми вытекающими….