Зачем простому смертному власть?
Насчет тех, кто стремится власть получить, все понятно, тут все на уровне животного инстинкта, как волки грызутся за статус вожака или как бодаются олени, выясняя кто тут в стаде самый главный. Встать над остальными, командовать, повелевать. Как правило, это дает множество личных преимуществ. Для зверя это первый и лучший кусок добычи, лучшие самки в стае, ну и чувство собственной значимости наверное тоже. Для человека по большому счету все то же, только в другой форме. Власть – это возможность “качать права”, возможность управлять чужими деньгами и указывать другим, что и как им делать. Само то слово, какое много говорящее “преимущество” – при имуществе, не при личном, при общественном, при государственном. Отсюда обычно “Ноги” и растут. Власть имеет основное и неоспоримое (для нее) право собирать с подвластных деньги (дань, налоги, поборы). И тратить собранное (по официальной версии) на благие общеполезные дела или (как правило, по факту) на личные цели власть имущих. По сути любая власть зиждется на принципе рэкета (столь красочно прорисованного в девяностые) – вы нам платите, мы вас не трогаем. Даже от других рэкетиров защитим (дойную корову нужно охранять). Ну а кто не доволен – есть утюги, биты, “места лишения свободы” и прочие способы “кошмарить” всех несогласных.
Если у животных все просто: кто громче рыкнул или краше хвост распушил – тот и власть, а остальные сидят и помалкивают. То человек тварь разумная, тварь изобретательная. Человек придумал многоступенчатую структуру власти. Впрочем, в волчьей стае тоже всегда парочка прихлебателей найдется, тех, кто перед вожаком хвост поджимает и дружно рычит на тех, на кого вожак недовольно глянул, им и доступ к туше после вожака и гляди, что еще подвернется из объедков главного, а самим-то хоть какое-то удовлетворение своего эго – на остальных можно рычать безнаказанно, кивая на вожака, мол, если меня не послушаетесь он вам покажет, я ж его волю-то несу! Человек несильно отошел от звериного облика, только стаи раскинулись огромные на большие территории и свора прихлебателей стала гигантской, обозначенной разными титулами и званиями, помеченная правомочиями и законами. Прихлебатели вожака обзавелись своими прихлебателями, а те своими помельче, а те в свою очередь еще более мелкими… И всяк норовит урвать свой кусок, да показать свою гордыню перед остальными, прочими, перед “быдлом” меткой власти непомеченным. Человек тварь разумная и изобретательная. Человек не просто придумал способ свору прихлебателей разрастить, он придумал оправдание для оной. Тут и красивые истории про короля – отца отечества, который всю жизнь свою ложит в размышлениях о благе подданных и живет ради оных, на свою собственную жизнь забив по полной. Тут и сказки – былины про то, что без власти народ сир и убог, и с голоду помрёт, и сам себе глотку перережет. Ну и естественно истории про то, что все эти силовики и прочие чиновники не просто так хлеб ваш делят между собой, а вас защищают и вам помогают (надо полагать, помогают ваш хлеб есть). Что стремящиеся и дорвавшиеся до власти изобрели и придумали, чтобы эту самую власть удержать в своих руках, дело понятное, но вот вопрос: А простому-то смертному оно зачем?
Сперва все было тоже просто. Когда в пещере первобытный вождь взмахнул дубиной и вопросил: “Ы?”, подразумевая: – “Ну что, хочет еще кто по голове дубинкой?” – первобытное племя осознало необходимость власти и разумного управления подданными. Такая постановка вопроса, мало чем отличалась от аналогичной у вожака волчьей стаи завывавшего в соседней пещере. Но вот те беда-то, человек тварь разумная, человек тварь изобретательная. Шло время и как-то пара десятков охотников, ненамного слабее вождя и держащие в руках дубинки ненамного меньше, чем у вождя, стали задаваться вопросом: а нафига нам собственно вождь? До их первобытного разума достучалась гениальная идея, а ведь если вождь каждого по отдельности дубинкой по голове оприходует – не вопрос, а вот всех разом, пожалуй, и не сможет, скорее сами его того и в яму к саблезубым тиграм на прокорм. Здесь уже эпохального вопроса: “Ы?” – для удержания власти стало недостаточно. Но человек-то тварь разумная, человек-то тварь изобретательная! И изобретательными могут быть и задающие вопрос: “Ы?”- когда к ним обращается племя с вопросом: – “У Ы?” (в смысле, а сам не хош от всех оптом?) Тут уже вождю приходится включать дипломатию, хош не хош, а приходиться, коль сам по голове не хош. А дипломатия штука такая, крайне интересная и крайне скользкая. Из кустов выползает старый шаман, который сам явно уже не сможет претендовать на место вождя, зато мудрости полный мешок нажил за долгие годы (трясясь то в кустах при смене очередных вождей). Выходит, значится, мудрый шаман и начинает объяснять племени. Вождь же о вас заботится! Ну куда же вы без него-то? Кто будет распределять, кому какой кусок от мамонта достанется? Ну и что, что он лучший себе возьмёт? Таково его право, а вот не дели он тушу, так вы же передеретесь друг друга переубиваете все! И чешут охотники лохматые головы, косятся друг на дружку, а и правда нужен вождь… наверное. Времена идут (охотники воины, земледельцы, рабочие) становятся умнее, вопросы задают все более каверзные. Но человек-то тварь изобретательная! Все более умные жрецы-шаманы-политологи рассказывают все более сложные и красочные сказки про то, зачем нужен вождь (царь, император, президент), мало того что рассказывают, учат царей-батюшек и королев-матушек как красивее себя перед народом подавать. Не всегда эти красивые рассказы о заботливцах срабатывают. Или не всегда вожди достаточно сообразительными оказываются и не могут свою жадность урезонить. Тогда вспыхивают бунты – революции. Те самые охотники с вопросом: “У Ы?” – выходят на улицы, размахивая дубинками и революционными знаменами. Но вождь-то тоже не дурак. Вождь-то тоже тварь изобретательная и тварь разумная, он ведь тоже человек! Он давно научился делиться с прихлебателями, да не только с шаманами которые сказки рассказывают, а и с теми – кто с большими дубинками вождя от остальных загораживают. Все довольны. Вождь сидит на престоле, прихлебатели в ноги царю падают и горделиво с пренебрежением остальным свой лик кажут. Все же прочие молчат, из страха ли из веры в слова шаманские. Но иной раз и того не хватает. Либо зажрались прихлебатели, либо зарвался царек – тут и доходит снова до толпы, что десять тысяч дубинок, пусть и не очень больших, супротив сотни больших так же могут быстро перевести вопрос: “Ы?” – в вопрос: – “У Ы?” Но шаманы тоже люди. А значит твари тоже разумные и изобретательные. Пока бывший вождь улепетует со своими прихлебателями, утаскивая остатки шкур и запасенных кусков копченого мяса, шаманы шепчут на уши тем, кто посильнее из толпы. “Без власти гибель ждет весь народ! Народу нужна власть!” – (хотя по сути гибель ждет лишь бесполезного шамана от голода). Прельщают. Пророчествуют. Шепчут. Воду мутят. Изобретают новые виды власти. Ну не нравятся вам вожди, давай короля на трон посадим! Короли со знатью надоели? Так есть такая демократия (это ж ваша, блин, народная власть!), будете выбирать каждые несколько лет, кто вам вопрос: “Ы?” – задавать будет, все по-честному! А разница-то в чем? В названии! В цвете тряпки болтающейся над головой вождя-короля-президента. А по сути ни в чем.
Шаманы шепчут не только тем, кого в цари новые метят. Шаманов расплодилось за каждым углом, под каждым кустом. Сладкоголосые твари изобретательные, твари разумные, твари человечные. Шепчут толпе, кричат с трибун, льют мусорную воду в уши с экранов и плакатов, рвут глотки исходясь истошными воплями. Шепот в рев перерос. Звенит в ушах неумолимым воплем яростного бессилия. Ты человек вне власти слаб, ты ничтожество и быдло, ты никто без руки направляющей! Ты не разумен (хотя бы потому, что шепот шаманов слушаешь). Ты соседа убьёшь за кусок хлеба, если над тобой прихлебатель с дубинкой не будет стоять. И слушают же. Веками течет гнойная речь в уши. Веками рев юродствующих шаманов гремит над толпой. Веками шепот из под кровати доносится буравя мозг безумной идеей. Нет народа без власти, нет мира без твердого кулака, нет спокойствия без насилия. Ложь и фальшь стали истиной. Истиной непререкаемой. Истиной в которую веруют. И уже сами люди шепчут друг другу: пусть бьют, пусть грабят, пусть отбирают последнее – но без этого никак! Да пес с ними, пусть жируют за наш счет, но они же и нам какие-то крошки дадут? Пусть наше кровное заработанное идет в казну вождей, на содержание тех – кто нас бьёт во имя вождей, пусть, главное без них мы потеряемся – мы глупы, мы не знаем как жить и что делать без указки сверху! Яд шаманских речей и грозно висящее над толпой: “Ы?”- продолжает ставить на колени миллионы, продолжает убеждать нас в том, что мы дикие звери, которых нужно держать в строгом ошейнике и на цепи, а половину сделанного нами отдавать на прокорм вождю и его прихлебателям, ну и про шаманов не забывать. Так будет правильно, ведь так было всегда, а как еще может быть-то иначе? “Ы?”