Вперед в прошлое или назад в будущее?
Сейчас у нас стало модным активно восхищаться прошлым. Былыми заслугами предков. Никто не спорит, что заслуги несомненно были. Прошлое старательно идеализируют, закрывая глаза на минусы и недостатки и превознося достоинства и плюсы. Вот даже спорить не стану, насколько героизм суворовских солдат перекрывает грязь крепостничества или насколько свет всеобщей электрификации затмевает лагеря ГУЛАГа. На самом деле спорить бессмысленно, было и то и другое. Но давайте взглянем на все это с другой стороны.
Да вот хоть тот же коммунизм, вернее, стремление к нему. О чем человек мечтал? Он стремился в будущее, ждал свершений. Пытался сделать эти свершения здесь и сейчас, ну или хотя бы приблизить их. Полеты к дальним мирам, роботы, достижения науки. Как говорится, одухотворенный взгляд в будущее, к которому нужно стремиться уже сейчас, строить его, а не просто мечтать о грядущем сидя на завалинке. Отодвинем пока в сторону идеологию, ведь каково будущее и как его строить вопрос другой, главное само стремление и направленность куда-то вперед..
А вот другой пример. Сидит современный монгол у юрты, мечтательно смотрит сквозь стадо пасущихся коз и вздыхает: “Эх, вот великий был человек Чингисхан!” Несомненно, человек он был великий, кто же спорит-то? Только вот сидит он часами мечтает о величии былом, а будущее дальше, чем загнать коз в загон и пойти в юрту кумыс пить (или что там у них пьют) и планировать не пытается. Никоим образом не хочу обидеть монголов или представителей иных восточных народов, речь об образе восприятия вообще. Другой пример? Пожалуйста! Древний Рим. Где-то в приграничных территориях столь же мечтательный гражданин Римской Империи, с опаской косится за реку: “Не собирались ли там варвары в набег?”- подвязывает виноградные лозы на своем участке и мечтательно улетает во времена Цезаря, вспоминает разгром Карфагена, победы над Парфянами и покорение галлов. Прошлое было велико!
Вот что-то подобное Гумилев обозвал “угасанием пассионарности” . Вот только не прав он причинно-следственной связи. Вся эта история про “молодые” и “старые ” народы не более чем, простите, чушь собачья. Дело не в возрасте, не в древности, дело в общественном настрое. Если перевести на уровень обычного человека, не народа, не нации, а отдельно взятой личности, то казалось бы да вот оно. Молодой человек стремится к будущему, у него вся жизнь впереди, он готов к свершениям, рвется вперед сроить картеру, добиваться признания… Повзрослел, шишек набил, завяз в “бытовухе”, превратился в “печального мечтателя”, пошли выражения: “Эх, а вот мог бы я добиться…”. А то и еще лучше воспоминания, на которых человек зацикливается: “Эх, вот я в ваши годы…” Это не значит, что взрослый или даже пожилой человек ничего не может свершить, добиться, создать, он просто перестает к этому стремиться. Любое стремление, тем более стремление к чему-то большому сопряжено с рисками. Когда у тебя живот подводит и на теле одна последняя футболка (да и та рваная), тебе нечего терять и все что остается – это рисковать. Но если ты “оброс”: дом, семья, заботы – ты уже стремишься сохранять в большей степени, чем приумножать. Что терять уже есть. Но это стремление к сохранению того, что есть заводит в конечном счете в тупик. Ты начинаешь прогибаться, сдавать позиции, уступать, “жертвовать малым во имя большего”, идти на уступки и в конечном итоге остаешься у разбитого корыта. Это свойственно как отдельно взятому человеку, так и нации, народу в целом. Когда идея “сохранить хотя бы то что есть” начинает преобладать над “достичь чего-то великого”. Человек уподобляется рабу, который – пусть в грязи, пусть в цепях, пусть под кнутом каждый день, зато жив пока и вроде кормят хоть как-то. Нацию губит не древность ее истории, и не наличие или отсутствие мифологической “пассионарности”, некой витающей над народом энергии странного происхождения, а цель – которую нация ставит перед собой. Когда возобладает стремление к чему-то, зажигающее народ идеей тогда нация развивается, когда приходит консерватизм и идеализирование былого, восхваление прошлого и стремление удержать “идеалы” этого прошлого, нация идет в тупик, нация угасает. Консерватизм, сохранение и возрождение былых устоев и “наследия прошлого”, в качестве всеобщей идеологии порождает и частную идеологию непротивления и покорности во имя сохранения хотя бы малого, цепляния за мелочи, уход в ту самую пустоту печального мечтательства. Вот кто-то может мне сказать, сколько веков до Чингисхана монголы сидели у своих юрт и мечтали смотря на пасущийся скот (о ком там они мечтали до Чингисхана, другой вопрос), потом вскочили на коней, да и дошли до Европы через весь континент. Россия сколько веков мечтала о “хлебе насущном”, живя “благолепными устоями”? Пришел Ленин нарисовал красивую картинку будущего, все и побежали к ней. То что потом опять эту картинку замалевали примитивом быта, другой вопрос. Но побежали же? Возрождение в наших головах. Возрождение никогда не бывает в “идеалах прошлого”, пассионарность зарождается в идеях о будущем (если уж использовать этот термин), но никак не в воздыхании о прошлом. И истинного величия достигает тот, кто перечеркивает прошлое напрочь, не вздыхает о нем, не пытается его сохранить, готов ломать и крушить его во имя будущего – хоть народ, хоть человек. Это не говорит о том, что прошлое нужно забыть и нужно его только порицать, нет, в прошлом много уроков, которые стоит помнить, но не делать из него культ, не стремиться быть “динозавром”, уж лучше строить города на Марсе, иначе действительно можно участь динозавров разделить.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.