Мой ДЗЕН, Статьи

Вальпургиева Ночь или Балтейн?

Scale 2400 (44)
33

Валпургиева ночь или Балтейн?

Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале

Балтейн, Белтейн, Белтан, Бельтайн, Бялтане, произносят это слово по-разному. Происходит оно из кельтского названия древнего языческого праздника. Праздника начала лета, завершения холодного и темного периода года. Согласно легендам в этот день или, вернее, в эту ночь духи и боги сходят на землю и празднуют вместе с людьми. Для кельтов как на островах, так и на материке – это была ночь связанная с богом Солнца или с богом скотоводства, это была ночь рождения нового года, нового светлого времени связанно с надеждами на лучшее и приходом тепла и радости. Можно заказать это языческий Новый Год. Это так же Ночь единения Бога и Богини.

-2

Балтейн праздновался (да и сейчас продолжает отмечаться) в ночь на 1 мая. Разжигались костры, вокруг которых устраивали праздничные танцы и пиршество. Обычно в домах гасили все огни на эту ночь и все жители сходились у костров за городом (поселком), чтобы приветствовать приход теплого времени года. Считалось, что священные огни Балтейна сжигают все старое, все прошлые беды и неприятности, все прежние проблемы, открывая путь новому и лучшему.

-3

Кстати, обычай наряжать елку восходит именно к этому празднику. Наряжали, правда, не елку, а любое дерево или даже куст. На ветки привязывали яркие разноцветные ленты и различные другие украшения. Такое дерево наряжалось в каждом дворе, чтобы привлечь покровительство духов. Если кто-то не мог по каким-то причинам нарядить целое дерево, на дверь дома вешалась хотя бы наряженная ветвь. Наряженное дерево и деревья были в месте проведения празднества. Вокруг них, как и вокруг костров, так же устраивали танцы и хороводы.

-4

Хотя само название Балтейн (Белтан) кельтского происхождения, но праздник отмечался не только кельтскими народами. Хотя звучали имена других богов и отличались некоторые нюансы проведения праздника его праздновали и германцы (включая скандинавов) и славяне. Германцы так же разжигали костры в ночь на первое мая и устраивали танцы вокруг них. Считалось, что с огнями этой ночи сгорает все старое, происходит очищение и освобождение от прошлых бед и проблем. В кострище нужно было бросить что-то связанное с прошлым, то о чем хотелось забыть, тогда оно точно уйдет и не вернется.

-5

Для славян этот праздник разделился на два праздника. Первый Комоедица или языческая Масленица. Праздновался в ночь весеннего равноденствия 19-25 марта, когда тоже жгли костры, вокруг которых танцевали и сжигали на них чучело Мары – богини зимы, богини смерти. На ночь с 30 апреля на 1 мая тоже приходился праздник или, скорее, на день 30 апреля, но веселье могло продолжаться до утра. Ладодение – день богини любви, тепла, семьи. В этот день ставили шесты украшенные цветами и лентами, и танцевали вокруг них.

-6

Откуда же взялась “Вальпургиева Ночь”? В восьмом веке в Англии жила была такая принцесса Валбурга Хайденхаймская. Все, чем она прославилась то, что в 11 лет ее отправили в монастырь, где она благополучно и дожила до конца своих дней. Нет, конечно, пару чудес связанных с ней рассказывают, да и то в основном с ее мощами уже. Наиболее славное же ее деяние в том, что принадлежала она к так называемому Святому Семейству. Ее отец мало того, что был королем, так его еще и причислили к лику святых тоже. Как и ее мать. И ее дядю, и еще парочку родственников из того же семейства. Одним словом, ну очень святая девица была. Не стану философствовать на тему святых королей и их не менее святых домочадцев, вернусь к истории праздника.

-7

Церковь всеми силами боролась против любого наследия языческой культуры. И там, где не могла просто взять и запретить, придумывала свою замену. Именно так случилось и со Святой Вальпургией. Вернее, “ее ночью”. Народ продолжал праздновать Балтейн, несмотря на запреты языческих праздников со стороны церкви. Это дело решили “подправить”. Святая Вальпургия стала таким символическим борцом с нечистью и ведьмами, а праздник “подкорректировали” и стали трактовать как ночь, когда на землю приходит “нечисть” и, мол, костры ее отгоняют. А лучше всего, если не просто костры жечь, а по “старой доброй традиции” церковной спалить на костре ведьму… Ну за неимением настоящей ведьмы, можно спалить хотя бы ее чучело. Одним словом, праздник прихода светлого и теплого времени года, праздник добра и надежды превратился в “праздник” охоты на ведьм.

-8

Впрочем, как раз таки на родине Вальпургии, древние празднество вытравить до конца так и не удалось, Балтейн продолжали праздновать, несмотря на охоту на ведьм и на церковные запреты. Да и у славян древние традиции сохранились, хотя бы не канули в Лету имена богов и названия праздника (праздников), хотя у многих традиции языческие смешались с христианскими представлениями привязанными к этому дню (или к этой ночи). В Германии про языческие корни забыли напрочь. И эта ночь стала ночью шабаша ведьм творящих не пойми чего на Лысой Горе и в других местах проведения шабашей.

-9
-10

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

tiktok

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *