Валпургиева ночь или Балтейн?
Балтейн, Белтейн, Белтан, Бельтайн, Бялтане, произносят это слово по-разному. Происходит оно из кельтского названия древнего языческого праздника. Праздника начала лета, завершения холодного и темного периода года. Согласно легендам в этот день или, вернее, в эту ночь духи и боги сходят на землю и празднуют вместе с людьми. Для кельтов как на островах, так и на материке – это была ночь связанная с богом Солнца или с богом скотоводства, это была ночь рождения нового года, нового светлого времени связанно с надеждами на лучшее и приходом тепла и радости. Можно заказать это языческий Новый Год. Это так же Ночь единения Бога и Богини.
Балтейн праздновался (да и сейчас продолжает отмечаться) в ночь на 1 мая. Разжигались костры, вокруг которых устраивали праздничные танцы и пиршество. Обычно в домах гасили все огни на эту ночь и все жители сходились у костров за городом (поселком), чтобы приветствовать приход теплого времени года. Считалось, что священные огни Балтейна сжигают все старое, все прошлые беды и неприятности, все прежние проблемы, открывая путь новому и лучшему.
Кстати, обычай наряжать елку восходит именно к этому празднику. Наряжали, правда, не елку, а любое дерево или даже куст. На ветки привязывали яркие разноцветные ленты и различные другие украшения. Такое дерево наряжалось в каждом дворе, чтобы привлечь покровительство духов. Если кто-то не мог по каким-то причинам нарядить целое дерево, на дверь дома вешалась хотя бы наряженная ветвь. Наряженное дерево и деревья были в месте проведения празднества. Вокруг них, как и вокруг костров, так же устраивали танцы и хороводы.
Хотя само название Балтейн (Белтан) кельтского происхождения, но праздник отмечался не только кельтскими народами. Хотя звучали имена других богов и отличались некоторые нюансы проведения праздника его праздновали и германцы (включая скандинавов) и славяне. Германцы так же разжигали костры в ночь на первое мая и устраивали танцы вокруг них. Считалось, что с огнями этой ночи сгорает все старое, происходит очищение и освобождение от прошлых бед и проблем. В кострище нужно было бросить что-то связанное с прошлым, то о чем хотелось забыть, тогда оно точно уйдет и не вернется.
Для славян этот праздник разделился на два праздника. Первый Комоедица или языческая Масленица. Праздновался в ночь весеннего равноденствия 19-25 марта, когда тоже жгли костры, вокруг которых танцевали и сжигали на них чучело Мары – богини зимы, богини смерти. На ночь с 30 марта на 1 мая тоже приходился праздник или, скорее, на день 30 марта, но веселье могло продолжаться до утра. Ладодение – день богини любви, тепла, семьи. В этот день ставили шесты украшенные цветами и лентами, и танцевали вокруг них.
Откуда же взялась “Вальпургиева Ночь”? В восьмом веке в Англии жила была такая принцесса Валбурга Хайденхаймская. Все, чем она прославилась то, что в 11 лет ее отправили в монастырь, где она благополучно и дожила до конца своих дней. Нет, конечно, пару чудес связанных с ней рассказывают, да и то в основном с ее мощами уже. Наиболее славное же ее деяние в том, что принадлежала она к так называемому Святому Семейству. Ее отец мало того, что был королем, так его еще и причислили к лику святых тоже. Как и ее мать. И ее дядю, и еще парочку родственников из того же семейства. Одним словом, ну очень святая девица была. Не стану философствовать на тему святых королей и их не менее святых домочадцев, вернусь к истории праздника.
Церковь всеми силами боролась против любого наследия языческой культуры. И там, где не могла просто взять и запретить, придумывала свою замену. Именно так случилось и со Святой Вальпургией. Вернее, “ее ночью”. Народ продолжал праздновать Балтейн, несмотря на запреты языческих праздников со стороны церкви. Это дело решили “подправить”. Святая Вальпургия стала таким символическим борцом с нечистью и ведьмами, а праздник “подкорректировали” и стали трактовать как ночь, когда на землю приходит “нечисть” и, мол, костры ее отгоняют. А лучше всего, если не просто костры жечь, а по “старой доброй традиции” церковной спалить на костре ведьму… Ну за неимением настоящей ведьмы, можно спалить хотя бы ее чучело. Одним словом, праздник прихода светлого и теплого времени года, праздник добра и надежды превратился в “праздник” охоты на ведьм.
Впрочем, как раз таки на родине Вальпургии, древние празднество вытравить до конца так и не удалось, Балтейн продолжали праздновать, несмотря на охоту на ведьм и на церковные запреты. Да и у славян древние традиции сохранились, хотя бы не канули в Лету имена богов и названия праздника (праздников), хотя у многих традиции языческие смешались с христианскими представлениями привязанными к этому дню (или к этой ночи). В Германии про языческие корни забыли напрочь. И эта ночь стала ночью шабаша ведьм творящих не пойми чего на Лысой Горе и в других местах проведения шабашей.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :