“Третий Путь” Каддафи – Джамахирия. Можно ли применить в России?
Я недавно писала о причинах послуживших поводом для убийства ливийского лидера Муаммара Каддафи. Теперь хочу немного разобрать ту идеологию, которую он сформировал и почему она столь ненавистна была тому же Западу. Что такое Джамахирия? У нас, еще как отголосок советского времени, Джамахирию часто называют “зеленым социализмом” или “исламским социализмом”. Сам же Каддафи определял ее как “Третий Путь”, противопоставляя как капитализму и либерализму Запада, так и социализму СССР. Для начала сравним Джамахирию с социализмом. Сразу стоит сказать – никакой это не социализм и близко не лежало. В экономике социализм делал упор на плановое государственное хозяйство. В Джамахирии государственная собственность была, в основном это национализированные нефтедобывающие отрасли, принадлежавшие ранее иностранным компаниям. А так же строившиеся за счет доходов с торговли нефтью, заводы и сельхозугодья. Но целенаправленной идеи тотального государственного контроля над всей экономикой не было. Напротив, государство активно помогало развивать частный бизнес. И в первую очередь это касалось мелких производителей и сферу оказания услуг. Со стороны государства выделялась единоразовая помощь на развитие бизнеса, устанавливались льготы на начальный период, пока бизнес не окрепнет. Любые частные предприятия приветствовались. В то же время в стране не было засилья корпораций, не было засилья крупного международного бизнеса. Иностранным корпорациям просто культурно посоветовали удалиться добровольно. Населению давалась полная свобода зарабатывать: хоть на государственных предприятиях, хоть открывая свой бизнес. Насчет “исламского социализма”, исламским он тоже был постольку-поскольку. Сам Муаммар Каддафи, конечно относился к исламу с уважением и считал себя верующим человеком, но скорее на уровне того, как себя считают верующими большинство европейцев или жителей России – он не был фанатичным последователем религии. Общество построенное под его идеологическим направлением, тоже было скорее условно мусульманским. Да религиозные заведения существовали и никому не запрещалось их посещать, как им заблагорассудится. Но многие черты “традиционные” для исламских стран были перечеркнуты. Женщины получили равные права с мужчинами. “Традиционные” мусульманские женские элементы одежды не приветствовались (хотя и не запрещались), но большинство жителей носили одежду скорее европейского образца (в том числе и женщины). Девочки и мальчики учились в школах одинаково и школы были совместные (хотя существовали и раздельные школы для тех, кого смущало отдавать своих дочерей в классы, в которых сидят мальчики). Определенный налет религиозности, который был в Ливии тех лет, стоит отнести скорее на традиционные взгляды ливийцев вообще, а не на черты Джамахирии. С социалистическими странами Ливию роднило только хорошо развитая социальная сфера, установленная как одна из обязанностей государства. Но экономика не имела ничего общего с плановым хозяйством, да и идеология, скорее, если уж сравнивать, то имела черты скорее изначального коммунизма, чем социализма. Впрочем, с коммунизмом устройство Джамахирии схожим было только в форме устройства управления поселениями. Вернее, очень высокой степени свободы местного самоуправления осуществляемого всенародными собраниями жителей. От капитализма и западного либерализма, Джамахирия тоже кое-что взяла, те черты, которые были полезны. В частности, это свободный внутренний рынок (хотя некоторые отросли контролировались государством), поддержка частного предпринимательства, развитие свободного бизнеса. Но это опять-таки скорее черты раннего капитализма. Капитализма до засилья корпораций, олигархов владеющих корпорациями и кредитно-банковских афер. Деятельность банков контролировалась государством. Кредитование существовало, но существовало как мера поддержки населения, а не как бизнес. Кредиты выдавались во многих случаях беспроцентные, зачастую напрямую из государственной казны, а не через банки. Банки работали с бизнесом и с внешней торговлей. Внутри страны с населением преимущественно как накопительные вклады и небольшие кредиты по установленным государством тарифам. Результат – Ливия имела социальную сферу развитую не хуже, если даже не лучше, чем в СССР. Бесплатное образование и медицину, социальную поддержку нетрудоспособных и пенсионное обеспечение, господдержку обеспечения населения жильем (в этом вопросе в Ливии изначально проблема была значительно более серьезная, чем даже в послереволюционной России). Но при этом был свободный рынок (за исключением некоторых секторов), свобода слова, свобода личности, права человека, равноправие были подняты на значительно более высокий уровень, чем были до того. Уровень жизни в Ливии был поднят выше, чем существовал в то же время в Европе. Несмотря на некоторые черты западных либеральных свобод, банки не получили права закабалять население кредитными долгами, корпорации не получили права экономических прерогатив на рынке, экономика формировалась как социально-направленная в первую очередь. Это ломало стереотипы как западных либеральных представлений, так и идеологических социалистических стереотипов. Устройство страны, формация государства принципиально отличалась как от коммунистическо-социалистического пути, так и от либерально-капиталистического.
В чем я вижу сходство ситуации в России и в свое время в Ливии? Россия, как и Ливия, разочаровалась в западном образе либерализма и свободного рынка, оказавшегося процветанием корпораций и засильем иностранного капитала. Россия, как и Ливия, не приняли социализм, так как его воплощение в России имело много своих минусов и недостатков. Сейчас в России много говорится о поиске своего уникального пути. О том, что нам не подходит ни возврат к временам СССР, с его тоталитаризмом партийных структур и идеологическим давлением, с его тотальным экономическим контролем со стороны государства. Нам не подходит капитализм западного образца, с его отстраненностью государства от социальной сферы и передачей ее в частные руки, с его “псевдосвободным” рынком, по факту контролируемом корпорациями и крупным капиталом, с его тотальным закабалением кредитами и навязыванием через рекламу образа потребителя. Поиски “нового Пути” для России, ушли куда-то в дебри дореволюционной “традиционности” с восхвалением по типу “За веру, царя и отчество!” Что значительно частью населения также не воспринимается и не может быть воспринято. Так может вот он тот самый путь, который нужен России? Джамахирия по типу Ливийской? Не присматривайтесь к сказанному кем-то когда-то слову “исламский социализм” – это не социализм и к религии имеет самое отдаленное отношение. Что же есть Джамахирия? Назовите это по-русски Вечевая Республика. Вечевая Республика – это власть народных собраний на местах, не “выборных представителей”, а народных сходов. Вечевая Республика – это контроль части секторов экономики государством, и первостепенное направление получаемых с них средств на социальное развитие общества. Это государственные бесплатные для населения школы, больницы, институты, поликлиники, детские сады, это государственная программа жилищного кредитования молодых семей беспроцентными или низкопроцентными и долгосрочными ссудами на жилье. Это сокращение количества банков и жесткое ограничение кабального кредитования населения. Это создание самодостаточно и самостоятельно обеспечивающего себя всем необходимым внутреннего рынка, в том числе при поддержке государства при создании новых необходимых предприятий. Это отход от привязки рубля к доллару, формирование внутренней ценности рубля на основе внутреннего оборота, формирование ценовой политики в зависимости от себестоимости производства, а не от скачков курса валют. Это свобода мелкого и среднего предпринимательства, в том числе и с беспроцентной поддержкой развития нужных отраслей, через беспроцентное кредитование. Ориентирование на развитие внутреннего рынка и внутреннего производства всего: от гвоздей до станков и от зерна до автомобилей – внешняя торговля как дополнительный, а не основной сегмент внутреннего рынка. Исключение рубля из долларовой зоны. Отказ от активного привлечения внешнего капитала в страну. Самодостаточность не означает изоляцию или замкнутость – это означает независимость от “мирового рынка”, с которой сейчас у нас заметные проблемы. Пример есть. Опыт есть. Положительные результаты ливийского эксперимента тоже есть. Почему бы ими не воспользоваться?
.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you.
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you.
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.