Мой ДЗЕН, Статьи

Теория “стакана воды”.

D8v2rv4usk7l6zimlidypq5uxvusqq0s
33

Теория “стакана воды”.

Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале. 

В скорости после революции 1917 года, общество искало новый образ, новую формацию и экспериментировало в поиске новых типов общественных отношений. Тем более привлекательной и манящей считалась идея свободы во всем, и любых проявлений свободы в обществе освободившемся от гнета “буржуев”. Принимались и создавались самые разные концепции и идеи. И если бы прижилась “теория стакана воды”, то Советский Союз был бы совсем другим обществом, и уж точно не было бы ставшей знаменитой фразы: “В СССР секса нет!”

Происхождение данной “теории” приписывают Жорж Санд – активной стороннице эмансипации и освобождения женщин от условностей общества, которая сама настрадалась в свое время от попыток принудить ее к браку с человеком не интересовавшим ее и сложностей положения женщины в обществе, где она лишь “спутница мужчины”. Однако если даже название “теории” было взято из одной из ее фраз и какие-то ее взгляды стали основой данной “теории”, сформировалась она значительно позже.

Тем не менее “теория стакана воды” не появилась вместе с революцией, начала она формироваться в революционной среде еще во времена царского режима. И имела распространение не только среди революционеров коммунистов и анархистов, но и среди определённой части молодёжи склонной поддерживать в той или иной степени марксистские идеи. Явление это было не столько официально-идеологическое, сколько “низовое”, сформировавшееся в среде людей воспринявших коммунистические идеи недовольных существующим устройством общества. Недовольство это было направлено не только на экономическое положение, но и на “устои и традиции” свойственные буржуазному обществу. В особенности широко распространена была “теория стакана воды” в среде студентов, поддерживавших марксистские идеи в целом.

Собственно, опиралась данная “теория”, в том числе и на рассуждения Энгельса о том, что в новом обществе институты брака будут являться устаревшими и будут заменены, воспитание должно стать общественны, а отношения свободными не ограниченными предрассудками, стереотипами и формальностями.

Основоположницей сформировавшейся “теории стакана воды” можно назвать наверное Александру Коллонтай, активно поддерживавшую и пропагандировавшую эту “теорию”. Собственно, сама “теория” сводилась к идее, что любовь, отношения и прочие красочные “финтифлюшки” вокруг половых отношений не более, чем мишура оправдывающая половое влечение являющееся инстинктивным. Все же условности, табу и ограничения придуманы для того, чтобы женщина находилась в зависимом положении от мужчин. Так как марксизм рассматривает женщину таким же равноправным человеком, как и мужчину, то никаких условностей и ограничений быть не должно. Достичь этого можно тем путем, чтоб избавиться от предрассудков в головах самих женщин в первую очередь, как наиболее подверженным условностям привитым обществом. Следовательно, нужно перейти на новый тип отношений, рассматривая половые отношения и удовлетворение инстинкта половых отношений, как удовлетворение любого другого инстинкта, как желание есть или пить. “Теория стакана воды” отрицала существование любви, считая это буржуазной выдойкой, предназначение которой “компостировать мозги женщинам”. И любые порывы и желания воспринимаемые любовью сводились к внутренним оправданиям и “облагораживанию” инстинктов. Ну а раз это инстинкты, то их нужно просто удовлетворять, без сяких там предрассудков и предубеждений. Удовлетворение инстинкта должно быть просто как выпить стакан воды: захотелось воды – выпил.

Если до революции вся эта существовавшая в среде околореволюционно-настроенного населения идея витала и осуществлялась различными бунтарями от свободомыслящей интеллигенции, то с приходом революции сторонники “стакана воды” начали старательно двигать идею в массы.

Было создано общество “Долой стыд!” Идея общества была такова – все естественное не безобразно. Стыдиться естественного – пережиток буржуазного наследия. Советское общество должно изжить пережитки буржуазного наследия. В частности человек не должен комплексовать по поводу своего тела, стыдиться вида своего тела. Так же не должен следовать буржуазным традициям заставляющим стыдиться своего тела и естественных отношений, естественных желаний свойственных телу. Общество “Долой стыд!” объединяло не только сторонников теории “стакана воды”, но и сторонников нудизма-натуризма, считавших, что одежда необходима – чтобы защищать тело от холода или иных природных условий, но не должна являться “необходимым атрибутом” ради удовлетворения буржуазного стыда скрывая наготу. Общество получило довольно широкое распространение и последователи этого общества устраивали нудистские пляжи в разных городах, совершали марши с лозунгами “Долой стыд!” с полностью обнаженными или одетыми только в нижнее белье участниками, призывая трудящихся откинуть буржуазные пережитки и присоединиться к новому свободному движению, строить новое советское общество. В том числе участниками общества были и сторонники “стакана воды”. Которые так же вели активную агитационную и пропагандистскую деятельность среди населения, поясняя, что классические отношения давно отмерли и ушли в прошлое, что раскрепощение и освобождение советского человека идет через освобождение от предрассудков прошлого, от буржуазных предрассудков мешающих освободиться истинному свободному мышлению советского человека. Некоторыми сторонниками идеи предлагались идеи “свободного доступа к телу”, когда любой мужчина мог иметь доступ к любой женщине, а женщина должна была откинуть предрассудки и свободно принимать любого мужчину. Впрочем, такой подход уже начал осуждаться и самими сторонниками “стакана воды”, в первую очередь женщинами.

Какое-то время новые власти не интересовались особо половым вопросом и вопросом отношений, занимаясь решением более важных экономических и военных проблем. Да и возможно ожидая, в том числе реакции общества в целом, как оно отреагирует. Однако, несмотря на революционный настрой и готовность к переменам, экспериментаторский взгляд в будущее общество массово идеологию “стакана воды” не приняло, она оказалась слишком радикальной для широких масс. Несмотря на то, что само движение стало довольно многочисленным, количество его сторонников было крайне мало в сравнении с большинством населения. Да и власти смотрели на этот вопрос не столь позитивно. Освобождение женщины и равноправие всех граждан понималось более как установление равного отношения ко всем гражданам со стороны закона без различия по половому, в том числе признаку. Институт брака был упрощен, заменив церковное венчание государственной регистрацией, и установив законодательно возможность развода. Действия общества “Долой стыд!” стали восприниматься как провокационные, и выставляющие цели партии в негативном свете перед населением. Последовали разгромные статьи в центральных газетах и в адрес теории “стакана воды”, и в адрес общества “Долой стыд!”, и все это движение стало быстро угасать. Советскому человеку некогда тратить время на подобные глупости, когда на повестке борьба с мировым капитализмом! В общем образ советского человека оброс новыми табу и “моральными нормами”, теперь уже установленными официально и идеологически.

-2

Другие мои ресурсы:

Сайт движения “Вечевая Республика”

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

tiktok

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *