Мой ДЗЕН, Статьи

Проблемы внутренней мизогинии.

Scale 1200
33

Проблема внутнренней мизогинии.

Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале. 

Как не раз говорила, наше общество построено на стереотипах. Есть достаточное количество людей, которые даже считают эти стереотипы не только “нормой”, но даже ” моральной и духовной основой общества”, без которой, мол, обойтись нельзя. Несомненно есть некоторые установки, которые в обществе передающиеся от поколения к поколению через воспитание, которые полезны и необходимы для того, чтобы люди жили в определенных рамка взаимоуважения. Такие элементарные вещи, как не бери чужое не спросив, не груби и не хами другим людям, это вполне обоснованные и вполне логичные нормы общежития (в плане общества). Но ссылаясь на такие установки оправдывают и другие стереотипы “воспитания”, “традиций”, “общественных представлений”. И есть достаточное количество людей считающих, что так и должно быть. Однако общественные представления, вернее, стереотипы устоявшиеся в обществе бывают далеко не только полезными, но и крайне вредоносными.

К устоявшимся и ставшими “традиционными нормами” стереотипам относится и различные формы дискриминационного восприятия, на которое далеко не всегда обращают внимание и далеко не всегда даже воспринимают таковыми. Для начала приведу исторический пример. Пример межрасовых отношений. Еще не так давно, лет двести назад, европейцы воспринимали представителей африканской расы как более примитивных людей. Эти взгляды ходили не только среди обывателей, но даже на уровне ученых вполне интеллигентных и образованных людей. Делались попытки доказать научными способами, что представители негроидной расы заметно отличаются от “белого человека”, естественно, в сторону большей примитивности во всем. Эти “изыскания” основывали на том, что если представители европеоидной расы построили цивилизацию, имеют развитое искусство и культуру, развили науку и технику, то африканцы (в первую очередь чернокожие африканцы) живут в большинстве случаев первобытными племенами, занимаясь охотой и собирательством, не смогли создать свою цивилизацию, развить технические знания. Африканские племена, конечно, имеют свою культуру, свое искусство, но с точки зрения европейца смотрящиеся как крайне примитивные, то над чем можно посмеяться как над детскими поделками и сказать, мол, “для них хорошо”, но на серьёзный уровень не тянет. Мысль о том, что северные земли, та же Европа обладала более суровыми условиями жизни, что подталкивало к поиску новых способов борьбы за выживание, а более теплые и более богатые природными ресурсами земли Африки такие поиски делали просто не нужными, если и приходила кому-то в голову, то опять-таки лишь как подтверждение большей развитости европейцев. Не говоря про разных работорговцев и плантаторов, которое смотрели на чернокожих как на товар и дешевую рабочую силу, что-то вроде полуживотных, даже вполне “продвинутые” личности смотрели на африканцев как на “детей малых”, которым нужна “забота” и “наставничество” более “опытных” и более “умных” братьев. Прежде чем рассеялись эти предрассудки прошли века, и прошел путь долгой и тяжелой борьбы с расизмом и расистскими представлениями.

Что такое мизогиния? Другими словами “женоненавистничество”. То есть негативное отрицательное отношение к женщинам. Далеко не всегда это может проявляться в агрессивной, грубой форме, в откровенном негативе типа суждений “все бабы дуры”, “женщина за рулем, что обезьяна с гранатой” и т.п. Иной раз негативное отношение может проявляться в уничижительном примитивизирующем плане такого мнимого “восхищения”: “Уси-пуси деточка, что тут слепила маленькая…” Из разряда: “Ух ты! Ты гвоздь забила в стену? Сама? Без мужика? Надо же! Да ты прям молодец… для женщины..” Вот это самое “для женщины”, тоже проявление мизогинии. Когда обыденным действием восхищаются или за него хвалят, подразумевая, что для данного человека или для данной категории людей, это действие является чем-то из ряда вон выходящим и недоступным для большинства “подобных ему” – это принижение тех самых “подобных”, да и самого “восхваляемого”. Это знаете из разряда “похвалы”: “Ой, мой дурачок сам в туалет сходил и даже штанишки снять умудрился!” Знаете ли, крайне условная “похвала” в адрес человека, которого все же не считают “ущербным” и не пытаются это продемонстрировать.

Причиной такого проявления является негативно-предвзятое отношение. Откуда оно вышло? Ну это не секрет, истоки такого отношения патриархальный образ мышления. Сколько бы там некоторые из мужчин не говорили, что патриархат давно не существует, что сейчас чуть ли не “матриархат” на дворе, саму ситуацию это не меняет. Может быть в бытовом плане патриархальный образ жизни и отошел в прошлое, так как женщины стали сами зарабатывать и наличие мужа перестало быть основным и обязательным фактором выживания женщины, а некоторые мужчины превратились из “добытчиков” в “диванных философов”, вкладывающих в общий бы не больше или ненамного больше женщины, – но продолжающих рассуждать о “месте женщины”, но мышление привитое веками никуда не делось. Патриархальное мышление четко ставит разделение “мест” мужчин и женщин, устанавливая приоритетность мужчин во во многих делах, и позиционируя женщин как некое “промежуточное звено” между бесправным и ничего не умеющим ребенком и полностью самостоятельным взрослым человеком (в данной концепции мужчиной). Женщина даже взрослая вроде бы и имеет статус зрелого члена общества, но какой-то ограниченный, требования к ней выдвигаются как к взрослому человеку, но в то же время в других моментах “для женщины это чересчур”, “она же женщина куда ей” и т.п. Женщина – это не самостоятельная личность, а нечто слабое, хрупкое, никчемушное, бессильное, ни на что не способное (кроме установленных женских дел и обязанностей), нуждающееся в защите, опеке и доминировании над оным “неполноценным субъектом” более “полноценного индивида”. Такое отношение и такое разделение въелось в мозг веками воспитания патриархального мышления, патриархального восприятия окружающего мира, и оценки реальности через призму патриархальных стереотипов и предрассудков.

Если с мужчинами в этом плане все понятно (опять-таки я не говорю обо всех мужчинах поголовно, я говорю о тех, кто патриархальные стереотипы мышления считает нормой и не видит в них ничего “такого” предосудительного), то, казалось бы, женщины не должны бы быть подвержены подобном отношению к себе подобно, и не должны были бы следовать негативизации собственного пола. Однако нет. В принципе это является ярчайшим примером того, что борьба против патриархальной системы восприятия и системы мышления – это не борьба “против мужчин”, как некоторые пытаются выставлять феминизм. Носителем негативных клише восприятия женского пола могут быть как мужчины, так и сами женщины. Равно как и носителем прогрессивного отношения к вопросам полового равенства, мужчины могут быть наравне с женщинами.

Внутренняя мизогиния является следствием патриархального мышления, патриархальных стереотипов привитых воспитанием и “общественным мнением”. Воспитание прививает стереотипы с раннего детства, прививает то, как человек оценивает себя и окружающих. И как говорится, если человеку сто раз сказать, что он свинья, то человек захрюкает. Воспитание девочек в семьях с патриархальным образом мышления (носителем которого, повторяюсь, может являться не только отец, но и мать), прививает девочке с раннего детства комплекс неполноценностей, который может выдаваться и восприниматься даже как некое “превосходство”. Это и множество различных ограничений, табу, запретов, распространяющихся только на девочек – мальчикам можно, а тебе нельзя ты же девочка! И пример поведения родителей. И “добрые советы” от матери и других родственников, сводящиеся к тому, что женщина: слаба, беспомощна, нуждается в мужчине как в обязательном элементе защиты, финансирования и покровительства, которому становится за сие обязана и должна быть благодарна. В результате создается такой образ женщины – как слабой и беспомощной личности ни на что не способной, кроме как готовить, убирать, рожать, и воспитывать детей, и создавать комфорт мужу. Это может подаваться в самых благих целях и с самым благим видом в ключе: зачем тебе жилы рвать, когда достаточно мужика найти пусть он обеспечивает. Но в результате все это формирует подсознательно образ женщин – как слабого и беспомощного существа, даже если на уровне сознания это оценивается как “драгоценный цветок, о котором заботятся, потому что он такой весь красивый и шикарный”.

Естественным элементом здравой психики является защитный механизм, не желающий принимать себя как нечто беспомощное и зависимое. У многих этот механизм ломается под воздействием воспитания и “общественного мнения”, и начинает оценивать себя не как зависимое существо, а как некая “драгоценность с которой сдувают пылинки”, должны по крайней мере сдувать. Но эта перенастройка защитного механизма зачастую разбивается в дребезги о быт и реалии жизни, когда в реальности требования выдвигаются к “цветку и драгоценности” не ниже, а зачастую даже выше, чем к мужчине, но при том ее “место” определяется как подчиненное и зависимое. В следствии чего уже возникает мизандрия.

Однако далеко не все перенастраиваются на восприятие стереотипов или на полное их восприятие в “положительном ” ключе. Ощущение и восприятие себя как чего-то слабого, зависимого и подчинённого, бесправного и вечно обязанного кому-то в чем-то – вызывает естественное отторжение, раздражение, неприязнь к самому образу такого “идеала”. Тем не менее общество продолжает диктовать – что “это хорошо”, а иное “плохо”. Психика человека штука такая, очень интересная. Штука, которой всегда и во всем свойственно находить оправдания и подстраиваться под любую ситуацию. С одной стороны, общество и стереотипы патриархального мышления диктуют, что женщина должна быть слабой и зависимой, что это “правильно”, с другой стороны – возникает протест “я не такая!” В самой слабой форме это выражается в виде мыслей: “Эх, ну чего я не родилась мужиком?!” В более активной форме это выражается в откровенном противопоставлении себя и своего восприятия, своего образа жизни, существующим “укладам” и “традициям”, или же (что бывает даже чаще) противопоставления себя своему полу по принципу “все бабы дуры, но я-то не такая!” Это и становится одной из основных причин внутренней мизогинии. Среди ряда женщин возникает раздражение и отторжение собственного положения и противление утверждаемым в обществе стереотипам, но не через борьбу с этими стереотипами, а через принятие этих стереотипов в адрес других, но не приятие в собственный адрес. Таких женщин начинают раздражать “женские черты” устанавливаемые обществом. Не приемля их для себя, или будучи вынужденной мириться с их принятием в силу “общественного мнения”, представлений о “правильности” и “неправильности”, накапливая раздражение в адрес таких “норм”, но продолжая пытаться им следовать, чтобы не сказали, что ” я неправильная”, такая женщина начинает раздражаться на более гипертрофированные выражения этих черт у других женщин: “Я-то могу поплакаться мужу, подыграв ему и изобразив слабенькую, но эти-то дуры распускают нюни по каждому поводу и без повода, слабачки никчёмные!” Таких женин начинают бесить то, что они ненавидят в себе, когда они видят проявление собственных негативных для них черт, с которыми приходится мириться в других женщинах, по сути видя в них себя и то, что в себе ненавистно. Это может проявляться по-разному, от открытой агрессии до абстрактных насмешек над другими женщинами и принижения самой женщиной собственного пола (выделяя себя как не относящуюся к тем чертам, которые она же принижает).

Корень внутренней мизогинии кроется в патриархальном мышлении, все еще крепко засевшем в головах общества. Повторюсь еще раз, патриархальное мышление не является отображением того или иного реального положения отношений в обществе, и не является исключительно мужской проблемой. Патриархальное мышление – это принцип деления психологического образа человека на образ мужской и женский, ставя женский образ в приниженное и зависимое положение. Носителем патриархального образа мышления являются не только мужчины, но и многие женщины. И именно когнитивный диссонанс вынужденного принятия “правильного” положения диктуемого обществом и внутреннего протеста, не желания ощущать себя чем-то второго сорта, внутренне становится причиной внутренней мизогинии – ненависти женщин к женщинам. Вернее, не столько к женщинам как к конкретным объектам и субъектам, сколько к образу женщины созданному патриархальным мышлением.

-2

Другие мои ресурсы:

Сайт движения “Вечевая Республика”

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

tiktok

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *