Проблема вопроса суррогатного материнства.
Ранее в своих статьях я не затрагивала данную тему. Но некоторые комментарии подтолкнули меня к тому, чтобы осветить свое отношение к данному вопросу.
Итак, для начала крайне просто и доходчиво, что такое суррогатное материнство? Под данным термином в современном мире обычно подразумевается процедура, когда оплодотворенная яйцеклетка одной женщины пересаживается другой женщине для вынашивания и рождения ребенка. Впрочем, этот термин подразумевает и более широкую трактовку, в том числе и когда яйцеклетка принадлежит суррогатной матери, но оплодотворение происходит искусственно и при помощи генетического материала “заказчика”. Основная суть суррогатного материнства в том, что все тяготы по вынашиванию и рождению ребенка достаются именно женщине взявшей на себя роль суррогатной матери. Вопрос о том, какое отношение в генетическом плане развивающийся плод имеет к вынашивающей его женщине, обычно остается несколько за рамками данного определения.
Зачем кому-то нужно обращаться к суррогатным матерям? Ну тут все просто. Начиная от простого нежелания отдельно взятой женщины переносить тяготы беременности, притом обладающей возможностью финансировать расходы на подобную процедуру и оплату услуг, до каких-то причин возникающих в связи с невозможностью или высокими рисками вынашивания и рождения ребенка его генетической матерью. В случае же, когда генетический материал предоставляется матерью суррогатной, вопрос “суррогатности” вообще достаточно сложно определяемый.
Однако подобная практика существовала задолго до появления у медицины возможности пересадки половых клеток. Исторических примеров много. В данном случае посторонняя (нанятая или иным способом привлеченная) женщина рожала ребенка-наследника мужчине, жена которого по тем или иным причинам не могла родить. Естественно, в те времена оплодотворение происходило совершенно иным и вполне естественным способом. Однако рождённый ребенок официально не имел никакого отношения к родившей его матери, но считался законным ребенком той пары, которая стала его официальными родителями.
Современная медицина несколько усовершенствовала эту процедуру, но полностью все тонкости и нюансы не ушли в прошлое полностью.
Почему женщины оказываются готовы стать суррогатными матерями? В принципе ответ на этот вопрос несложный и обычно сводится к финансовой стороне. На такой шаг решаются женщины испытывающие, как правило, необходимость повышения финансового положения, к тому же достаточно здоровые и чувствующие себя способными осуществить эту процедуру. При том готовность выносить и родить ребенка далеко не всегда совпадает с желанием воспитывать и растить ребёнка как такового.
Имеют ли право такие договора на существование? Здесь вопрос достаточно тонкий и затрагивает множество различных нюансов. Можно рассматривать его с разных сторон и любое мнение будет иметь свои доводы и свои оправдания. Как с точки зрения этики, психологии, так и сточки зрения физиологии и социально-экономических факторов.
Аргументы за. Женщины (и пары в целом) желающие иметь детей, но не способные по тем или иным причинам их родить самостоятельно, получают такую возможность при участии суррогатной матери. Аргументы против. Имеет ли право кто-то использовать женское тело в качестве “инкубатора”? Различные моральные аспекты вопроса. Можно набрать еще множество аргументов как за, так и против. Если рассматривать суррогатную мать как вынужденную использовать свое тело для вынашивания чужого ребенка по причине финансовых проблем, то кажется налицо моральная проблема таких договоров. Тем более что сам период беременности достаточно сложное для женского организма время, создающий определенные осложнения женскому организму, ряд которых останутся и после родов. Не говоря уже про нагрузку на организм и далеко не легкие роды как таковые. С другой стороны, существуют женщины которые достаточно здоровы для материнства, способны выносить и родить ребёнка без чрезмерного ущерба своему здоровью, но по тем или иным причинам не рассматривающие себя в качестве потенциальных матерей готовых воспитывать ребенка и заниматься им долгие годы, но готовые пойти на процедуру суррогатного материнства, пусть и по финансовым причинам. На самом деле в каждой конкретной ситуации может быть множество факторов, которые могут рассматриваться как за, так и против принятия подобного решения. Морально-этические доводы тоже могут разными людьми и в разное время рассматриваться как в поддержку, так и в осуждение такого решения. Однако, на мой взгляд, совершеннолетняя и имеющая медицинское подтверждение хорошего состояния своего здоровья женщина, вполне способна самостоятельно принять решение по данному вопросу. В данной ситуации это скорее вопрос крайне личного характера, в который вмешательство как с попытками запретов, так и с “подталкиванием” недопустимы.
Да, сам факт использования женского тела для суррогатного вынашивания и родов, может рассматриваться как форма эксплуатации данной женщины. В любом случае должны существовать законы защищающие женщин от насильственного принуждения, или превращения суррогатного материнства в конвейер торговли детьми. Да, в любом случае можно рассматривать сложное финансовое положение определённых слоев населения, как далеко не самый хороший фактор в принятии решения на согласие на такую процедуру. Но это уже не вопрос исключительно суррогатного материнства. И между дилеммой выбора возможности стать суррогатной матерью или пытаться заработать нарушая уголовное законодательство, ответ не столь однозначный как может показаться. Покуда будет существовать бедные слои населения всегда будет возникать вопрос степени добровольности принятия такого решения, но отсутствие такого выбора ситуацию с бедностью не исправит никоим образом.
Радикальные феминистки выступают против суррогатного материнства, видя в нем эксплуатации женщины самим фактом данной процедуры. Не отрицая того, что элемент эксплуатации действительно можно увидеть, могу лишь добавить, что с этой точки зрения любые контракты и договора имеющие целью исполнение тех или иных действий одной стороной в обмен на финансовое вознаграждение другой стороной могут рассматриваться в качестве эксплуатации. Скажем, работу санитарки в отделении медицинского учреждения лечащего больных с заболеваниями с высоким риском инфицирования может рассматриваться как вынужденная эксплуатация женщин из бедных слоев населения, принужденных рисковать своим здоровьем или даже жизнью, за денежное вознаграждение. С этой точки зрения любой контракт может рассматриваться в качестве эксплуатации. Степень вынужденности или добровольности заключения такого контракта так же всегда может рассматриваться как в ту так и в другую сторону. Конечным же и ключевым вопросом здесь должно является принятии решения самой женщиной (в случае суррогатного материнства в частности) и вопрос того, понимает ли она все риски принимаемого решения и принимает ли это решение добровольно (степень заинтересованности в финансовой поддержке достаточно относительный фактор в данном случае). В отличии от радикальных направлений феминизма, большинство либеральных направлений, включая и с-позитивный феминизм, достаточно лояльно относятся к данном у вопросу. Взрослый и психически здоровый человек имеет полное право на самостоятельное принятие решений касающихся тем, каким образом и по каким причинам ему распоряжаться своим телом и своими действиями.
Сайт Фонда “ФППД “Факел Свободы”