Полиандрия
В тему патриархата, матриархата, института брака и феминизма. Институт брака как союз женщины и мужчины, как известно, прописали у нас в Конституции не так давно. Но единственная ли это форма брака? Не стану сейчас рассуждать про третьи-десятые полы и прочее подобное. Поговорим о вполне натуральных, вполне гендерных отношениях, которые между прочим существую и по ныне в других странах. Наверное, все слышали про гаремы? Про полигамию? Это когда у одного мужа несколько жен. Некоторые наши южные соседи очень любят такое построение брачных отношений. Но возможно не все знают, что существуют и “гаремы наоборот” и не как частный случай “зажравшийся богатенькой дамочки, обзаведшейся кучей любовников”. А как вполне себе официальный институт брака, которого придерживаются целые народы. Ну и сами понимаете в такой семье царит полный матриархат, чем-то недовольный муж всегда может быть отправлен назад к мамочке (именно к мамочке, а не к папочке), благо других мужей хватает.
Тибет. Известное место, куда едут не только альпинисты из желания взойти на очередную горную вершину, но и всякие различные искатели духовности и мудрости. Место известное своими буддистскими монахами, таинственными древними храмами… и полиандрией местного населения. Местные женщины выходят замуж не за одного мужчину, а сразу оптом за всех братьев. Ну не обязательно братьев. Женщина может набрать себе “гарем” и из представителей разных семей. Да и уже живя с несколькими мужьями, может еще одного взять к себе в дом. Впрочем, чаще всего брак заключается с братьями. И причина не в том, что все красавчики такие и во всех влюбилась сразу – причина в бедности местного населения. Тибет местность горная. Плодородной земли кот наплакал. Обрабатывать ее сложно, нужно много рук, поэтому рожают много детишек. А вот когда детишки повзрослеют, делить и без того крошечный участок на бессмысленно мизерные, с которых и один не прокормится – просто нет смысла. Брать в дом много жен? Ну женщины сориться начнут, выяснять, кто тут главная хозяйка. Братьев перессорят. Поэтому одной на всех хватит, а братья как-то по родственному за жену не поссорятся. Впрочем, она одна на всех – она королева в доме. Она устанавливает очередность посещения ее мужьями, она решает все вопросы. Если кого-то из братьев невзлюбит или рассердится, он вымаливает ее прощение и заслуживает его старательной работой. Ну, а если совсем не хочет его прощать и к себе приглашать, придется ему покинуть родной дом. Такому бывшему мужу дорога одна: либо в монастырь, либо ходить от дома к дому нанимаясь на временную подработку, там где рабочих рук не хватает. Впрочем, кому предложить стать их женой выбирают братья. И не просто так, девицу подбирают опытную и умелую. Девушка до вступления в брак должна доказать, что способна привлекать внимание многих мужчин. Добрачные связи у тибетской молодежи не считаются чем-то позорным, напротив, это “наработка опыта”. Каждый парень, с которым девица провела ночь обязан подарить ей красивую ракушку, которую она с гордостью крепит к своему ожерелью. И чем больше у нее в ожерелье раковин, тем соответственно более желанная она невеста.
На островах Меланезии существует весьма оригинальная форма отношений, которые и браком трудно назвать вовсе. Девушки вырастая остаются жить в своей семье, как и мальчики тоже. Есть свой род, своя семья, свой общий дом и свое семейное хозяйство. Нет-нет, не пугайтесь инцестом тут не пахнет! Девушки встречаются с любыми понравившимися им парнями вне семьи, то есть с представителями других семей. Кто эти парни, сколько их и как часто их девушка меняет – только ее личное дело. Как говорится, хоть один на всю жизнь, хоть каждую ночь разные. Самая соль такого семейного уклада в том, что отцами всех детей родившихся в семье считаются мужчины этой семьи – то есть дяди, двоюродные дяди и т.п. А биологические отцы могут и не знать, что у них есть отпрыски, а иной раз и сложно определить чей собственно ребенок. Да и неважно, никаких родительских прав биологический отец не имеет. Официальным отцом будет брат матери.
В Нигерии, в некоторых племенах традиционно существует многомужество, вернее чаще всего двоемужество. Хотя сейчас в Нигерии официально законом такой брак не считается действительным, но придерживаясь традиций многие продолжают жить именно так. Специфика нигерийского брака в том, что изначально все начинается как и в той же Европе. Встретились девушка с парнем, понравились друг другу, поженились. В таком виде семья сохраняется до того, как жена родит первого ребенка. После этого она получает право на второго мужа, которого и выбирает по своему вкусу. Мужья могут жить и в одном доме с женой, но чаще каждый живет в своем, а жена может по своему усмотрению переезжать от мужа к мужу. В африканских странах вообще полиандрия довольно распространенное явление. В некоторых странах с ней пытаются бороться, в других, наоборот, пытаются легализовать запрещенную ранее. Так например в ЮАР не так давно была попытка провести закон разрешающий брак одной женщины с несколькими мужчинами. В Кении тоже не особо давно произошел прецедент, когда в местные органы регистрации брака пришла невеста с двумя женихами, местные власти не нашли повода для возражения, так как прямого запрета в законодательстве на заключение такого брака нет и были вынуждены этот брак зарегистрировать. Так же полиандрия распространена во многих племенах Южной Америки, в частности в Бразилии. Хотя обычно это остается на внутриплеменном уровне и не касается общегосударственного законодательства.
В современной Индии законодательно установленных форм полиандрии, как и полигамии, нет. Но учитывая, что Индия, страна в которой смешалось много разных наций и народов, отношения к браку тут тоже различно. Интересно то, что в Древней Индии такие нормы были установлены. Причем позволительной роскошью заключение подобных официальных браков было доступно только царским домам – махараджам. Представители царских фамилий могли заключать как стандартные браки (один муж, одна жена), так и браки (в которых мужей или жен было больше одного). Но следовала оговорка, что такой брак обязательно должен “курировать” местный брахман, то есть играть роль психолога, надо полагать, в разрешении возможных внутрисемейных конфликтов для повышения гармоничности брака.
Такие обычаи продолжают существовать в соседних с Индией странах, как Лаос например. Правда, не на уровне махарадж, а на более простом.
Да и в Европе в свое время схожие обычаи существовали. Так по словам Юлия Цезаря, у британцев был обычай когда жена считалась общей для братьев, а то и для отца с сыном. Конечно, можно сказать, что римский император специально придумал такое, чтобы показать дикость и варварство этого народа, но кто знает, кто знает…
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :
Your point of view caught my eye and was very interesting. Thanks. I have a question for you.
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.