Парламентаризм и власть народа
Я время от времени возвращаюсь к этой теме, потому что по своему она неисчерпаема. Хотя казалось бы многое об этом сказано, да и вроде бы все разложено, что называется “на пальцах”, но некоторые стереотипы в наших головах засели столь прочно, что мы продолжаем смешивать два не совместимых понятия. Я про два несвязанных в реальности, но связанных в представлениях людей явления – парламентаризм и власть народа.
Начнем с парламентаризма и его истоков. Что такое парламент? Это представительский орган, который теоретически отражает мнение народа через его представителей перед власть руководящей, или как сейчас называют исполнительной. Функции парламента менялись и в разные времена были различны. От простого совещательного органа выдающего рекомендации королю или другому правителю до органа, который ставится выше исполнительно власти, как в некоторых парламентских республиках. Ну и не только в республиках.
Наверное, первым наиболее известным парламентом или его подобием был Римский Сенат. Собрание представителей сенаторских родов Рима. Впрочем, примерно такое же устройство было задолго до появления самого Рима, в тех же финикийских городах, где при наличии короля (или его аналога) реальная власть была в руках собрания купеческих родов, ведь финикийцы были более торговцы, чем воины. Но это вроде бы как не совсем парламент. Под словом “парламент” подразумевается более широкое представительство от разных слоев общества. И впервые такое собрание появилось в Англии в позднем средневековье, как собрание рыцарей и разных графств, а также представителей крупных городов и духовенства. Это было именно собрание представителей тех или иных значимых сил страны, которое должно было контролировать действия короля.
Впрочем, сам прообраз парламента лежит в более древних временах и мало связан с Римом и тем более Финикией. Это Тинги германских племен. Парламент взращён именно на принципе представительства и связан со спецификой проживания германцев в те времена. Хочется немного напомнить, что большая часть современных европейских народов, так или иначе имеет прямое германское наследие, ведь под словом “германец” в былые времена подразумевалось не только население нынешней Германии. Покорившие принадлежавшую ранее Римской Империи территорию Англии, Англы, Саксы и Фризы были германскими племенами. Равно как и осевшие на территории нынешней Франции (и давшие ей название) бывшей Галлии, Франки. Да и в Испании, и Италии оставили свой след различные Вандалы, Лангобарды, Готы и прочие германоязычные племена. Не говоря уже про собственно Германию, а вместе с ней про скандинавские страны, Данию и т.п.
Чем отличалась Европа тех времен от современной? В те времена Европа была густо покрыта лесами, что делало ее великолепным местом для охоты, но весьма малопригодным для земледелия. Нет, землю там обрабатывали, так называемым подсечно-огневым способом. То есть приходили, выжигали лес на каком-то участке и засеивали его используя оставшуюся золу в качестве удобрения. Но такой подход быстро истощал участок и заставлял перебираться на новое место. Собственно, в конечном итоге так все леса (или почти все) в Европе и сожгли, которые не вырубили на древесину.
Проблема такого образа жизни и ведения хозяйства состояла в том, что приходилось жить небольшими, относительно небольшими группами, чтобы прокормиться хоть от охоты, хоть от возделывания земли. Поэтому племена германцев занимавшие достаточно большие территории “расползались”, разделялся на различные поселения, которые могли быть достаточно далеко друг от друга. Жили порознь, но продолжали составлять единое племя. К этому вынуждали частые конфликты с другими соседними племенами, в которых отдельному поселению было бы не выжить. Следовательно, приходилось решать какие-то совместные дела. Вот и придумали Тинги, чтобы каждое поселение знало что там нарешали, да и интересы свои могло соблюсти на общих собраниях, посылали от каждого поселения представителя. Что разумно – всем поселком-то не пойдешь на собрание за пару десятков километров, а то и больше.
После того как германцы вторглись на территорию Римской Империи, они переняли многое от римлян. В том числе и долгие века как некий образец культуры и высочайших достижений ценились римское искусство, наука, римские законы ставились в пример. Смешание традиционных для германцев Тингов и исторический пример римского Сената, стали той основой которая стала европейским парламентаризмом.
Но был ли парламент в любом его прообразе “властью народа”? Нет! Сенат – представительский орган знати. Тинг – представительский орган племен, одна из основных функций которого была выбор вождя племени, который и правил мало, чем отличаясь от монарха, а Тинг лишь мог советовать ему или опротестовать какие-то его решения, впрочем, в некоторых случаях мог и сместить выбрав другого вождя. Именно к такому образу “народной власти” мы привыкли. Иной нам даже не подставляется. Но иной был. Был у славянских племен. Чей образ жизни отличался от жизни германцев, по причине разных природных условий.
Славяне жили в основном не в лесах, хотя и в лесах тоже жили. Но в основном славянские племена обитали в степи, где земля более плодородная и не нужно кочевать каждые несколько лет на новое место. Такая земля позволяла создавать крупные и постоянно существующее поселения. Селиться всем племенем в одном или в нескольких больших поселениях. А если и были мелкие “выселки”, то они были незначительной частью племени. Славяне издревле имели Вече. Это совершенно иное образование в отличии от Тинга германцев.
Говоря о Вече, обычно вспоминают Новгородское Вече – существовавшее уже на закате самого принципа Вече, подвергшееся значительным изменениям и переменам. Собственно, изначальное Вече не что иное, как общее собрание племени. Для славян это сделать было значительно проще, чем для германцев. Ведь племя жило компактно. Именно общее собрание, а не собрание представителей.
В чем существенная разница? В чем принципиальная разница между парламентаризмом и всенародной власть? В том, что представители – это не весь народ! Представители, а тем более представители на постоянной или регулярной основе, начинают представлять интересы не группы их выдвинувшей, а свои собственные, или интересы наиболее влиятельных лиц, которые поспособствуют их “продлению полномочий”. Когда один представляет сотню, тысячу, десятки тысяч – проще подкупить, уговорить, заинтересовать, убедить, просто запугать, чем ту самую сотню или тысячи людей, которых тот должен представлять. Представители не могут представлять интересы всего населения от чьего имени они говорят. Лишь его части, зачастую наиболее влиятельной части. То есть парламентаризм не более, чем фикция представлений интересов населения. По сути – это представление интересов наиболее богатой и влиятельной части населения, и собственных интересов представителя.
В России, на Руси не было парламента до 1905 года. Были Вече – всенародные собрания, которые постоянно находились в состоянии борьбы с Боярскими умами при князьях. Кто такие были бояре? Дружинники князя, ставшие постоянными наследственными дружинниками, по сути военной знатью. Так родилось боярство. Так родилась Дума. Собрание бояр при князе. По сути собрание его дружины. Со временем, конечно, бояре стали меньше завесить от князя и стали пытаться обрести самостоятельную силу. А Дума стала основой позднего Вече, все больше приобретавшего представительский характер. Пока не была поставлена точка в вопросах борьбы парламентаризма и монархии. В пользу монархии. К этом времени Вече перестало быть изначальным Вече. Хотя еще и сохраняло черты всенародного собрания, хотя бы в пределах города. В 1905 году, после попытки революции, была принята попытка установить ограничение монархии, естественно, основанная на западных образцах парламента. В 1917 году Дума была смещена и ее место занял Съезд Народных Депутатов. Несмотря на политическую специфику этого собрания и несмотря тем более на громкие лозунги – “властью народа” он также не стал, так как был полностью срисован с представительского парламента подредактированного идеологическими моментами. Парламентаризм продолжает считаться “самым лучшим” и “самым народным” способом осуществления власти. Но политики старательно подменяют понятие “власть народа” на понятие “власть народных представителей”, ставя между ними знак равно. Что по сути нам утверждают: что Боярская Дума – это и есть Всенародное Вече.