О ценообразовании
Сейчас постоянно слышно, что то один товар подорожает, то другой. Цены растут и ползут вверх. Вот буквально недавно про макароны начали жаловаться, скоро подскочат цены и в неизвестное количество процентов. Но разговор, даже не о росте цен и не об инфляции, не о разных там сложных и запутанных рыночных механизмах. Просто немного самой доводилось с торговлей возиться, и с процессом производства иногда сталкиваться тоже. О том, что все взаимосвязано и при росте чего-то одного начинает и другое ползти вверх – это все понятно. Вопрос о принципе ценообразования как такового.
У нас рыночная экономика, которая вроде бы как немного регулируется государством – причем это немного в основном сводится к налогам, льготным ставкам или наоборот более жесткому “закручиванию гаек” в какой-то отрасли, (как например акцизы на некоторые товары, которые рекламировать не положено, вот и не стану их упоминать напрямую, чтобы статья ограничения по показам не поймала. На эти некоторые товары (сами знаете какие) накрутка акциз составляет 80-90% цены). Но это касается отдельно взятых товаров. В остальном, как говорится, каждый пляшет как хочет. Не совсем конечно как хочет. На цену влияет множество различных аспектов. Если речь о производителе, то сырье, энергия, зарплата, прочие расходы. Если это продавец, то он сам где-то товар покупает. В другую сторону тоже рынок ограничения ставит: слишком высоко цену “задерешь”- покупать не будут, сосед дешевле продает – к нему все покупатели уйдут. Казалось бы вполне логичный механизм, который сам себя регулирует. Но опять-таки не все так просто.
Не говоря про разные там монополии и прочие ломающие рынок механизмы, если сейчас про них обсуждение начать, то растянется на многотомный опус, а это не является целью статьи. Существует достаточно такая интересная вещь, которая портит все “саморегулирования” и вводит любой рынок в инфляцию, в той или иной степени. Эта штука, основа самой рыночной системы и называется “стремление к получению выгоды”. Как бы то ни было, любой кто хочет продать, чтобы он не продавал – хочет сделать это подороже. Естественно, что он же когда хочет купить – хочет сделать это подешевле. Так как все на рынке друг у друга покупают и друг другу продают, эти противоположные “хочу” – должны бы друг друга уравновешивать. Но этого не получается. Рынок породил такую систему как реклама и менеджмент. Создано целое искусство, в котором специалисты совершенствуются в том, чтобы убедить остальных людей в том, что им точно необходимо купить вот именно эту “фигню” и она им обязательно нужна, а цены на эту “фигню” ну просто сказочно низкие, в сравнении с чем-то там еще, даже если эта “фигня” по сути и даром никому не нужна, и стоимость ей реальная ломаный грош в базарный день. Не стану вдаваться в подробности таких технологий, но о их существовании знают все, хотя о степени их воздействия догадывается не каждый.
Конечно сверхтехнологии не применяют ко всему подряд. И впаривать вам беляш на рынке с привлечением суперрекламщиков точно не станут. Но ряд товаров: навязывается и пропагандируется, и продается – не суть важно насколько высока их реальная необходимость. Цены на такие товары “топовые” и кто-то на этом зарабатывает тоже топово. Сам этот механизм сдвигает и другие потребности. Согласитесь, если Вы купили, или даже просто видели в продаже “супер-пупер тонкий и звонкий меганавороченный телефон”, скажем за 30 000 рубликов, то после этого схожий с ним лежащий рядом “всего-то ” за 15 000 покажется дешевым? Не правда ли? Реклама топовых товаров сдвигает наше восприятие цен. Мы начинаем воспринимать (согласно рекламы) – что такие суммы это “Дешево”. На их волне уже как-то вопрос о том: стоит пачка макарон 15 рублей, 70 рублей или будет стоить скажем 150 рублей – уже как-то не очень трагично смотрится?
В первую очередь у нас “падает планка” представления о дороговизне. Реклама нас приучает, покупать дорогие вещи и считать это приобретение “дешевым”. Логика восприятия стремиться к нулю, но мы привыкаем к этому. В результате, когда встает вопрос о приобретении не “топовых” товаров, наша критичность восприятия подпорченная рекламой готова согласиться с предлагаемыми ценами. Считать эти цены нормальными и даже дешевыми. Даже при условии их регулярного и постоянного роста “по чуть-чуть”.
Иногда стоит задуматься о “нормальности” цен на некоторые товары, когда вы проходите полки или магазины с вывесками скидок, распродаж и т.п. Там просто сказочные цифры обещают нам снижение цены на товар на 50-70-80%. Конечно понятно, что такие “Большие скидки” часто делают следующим образом. Скажем, стоит что-то 1000 рублей. Берут ценник пишут 2000 рублей и перечеркивают. Ставят ниже скидка 50% и пишут 1000 рублей. Такие трюки проделывают часто для активизации покупок. Но ведь действительно иногда в некоторых магазинах мы видим товары, которые лежат, скажем, по тысячу рублей, потом вдруг скидка(!) и можно купить за 200. Немножечко себе включите логику. Ни один продавец не станет продавать товар дешевле, чем сам приобрел. Значит, если мы видим реальную и огромную скидку на товар, не спешите радоваться что вам продали “задарма”. Это скорее всего значит, что себестоимость этого товара в разы ниже продажной цены, а помимо сегодняшнего дня с вас три шкуры дерут, хотя могли бы продавать и дешевле. Ну или есть конечно вариант, что товар испортился и его готовы “слить” хоть за что-либо, пока не стало заметно, что он действительно испортился, но это уже другой вопрос.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Сайт Движения “Вечевая Республика”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :