Статья публиковалась ранее на моем прежнем ДЗЕН канале
Наверное, один из самых положительно описываемых представителей династии Романовых. Реформатор, уступающий значимостью преобразований разве что Петру Великому, получивший “титул” Освободителя. Царь, покончивший с рабством (крепостным правом) в России. Просветитель, проведший реформу образования направленную на улучшение высшего образования и на развитие среднего. В общем и целом хвалебных эпитетов в его адрес можно много насчитать.
Но как раз таки за его реформы его и убили. И убили не реакционеры, противящиеся изменению положения в стране, а убили, казалось бы, те, кто должен был благодарить за реформы, проводимые им. Но не все так просто.
Организация “Народная Воля” приговорила царя к смерти. Попытки привести приговор в исполнение делались неоднократно. Но царю везло. После нескольких покушений он оставался жив и здравствовал. Несмотря на неудачные попытки убийства, “народовольцы” их не прекратили. И в конечном итоге добились своего. Царь был убит, вернее, умер от полученных во время последнего покушения ран.
Почему же революционеры так возненавидели “царя-освободителя”? Как раз именно из-за освобождения крестьян от крепостного права. Крепостное право стало появляться еще во времена Киевской Руси, но в основном это были частные случаи экономических отношений. Когда крестьянину предоставлялась в пользование земля или какие-то другие ссуды, зерно, имущество, за получение которых он должен был отрабатывать на полях, так сказать, кредитора. Постепенно подобная практика становилась более частой и более широко распространенной. Да и принимаемые законы все больше давали прав помещикам и все меньше оставляли их у крестьян. В результате к 17 веку не закрепощенных крестьян практически не осталось. А новые законы фактически поставили крестьян в положение рабов, когда помещики могли их продавать и покупать, наказывать по своему усмотрению, в общем распоряжаться “душами” крестьян как им заблагорассудится. От классического рабства, которое, скажем, было в той же Америке примерно в то же время, крепостное право отличалось разве что тем, что если продавали крестьянина, то со всем семейством, а не каждого по отдельности. Правда, уж если в Америке на положении рабов были завезенные с другого континента чернокожие, то в России свои же собственные русские.
Александр Освободитель, тем и прославился, что решил поставить точку в этой порочной практике торговли людьми и подписал манифест об освобождении крестьян на волю в 1861 году. Начинание, как говорится, замечательное, но как всегда у нас в России все делается не через то место через которое стоило бы.
Положительные моменты отмены крепостного права: крестьяне теперь признавались свободными людьми, их никто не имел права продать или купить. За крестьянами сохранялось право на их личное имущество, как частную собственность, то есть дом, личные вещи, животные на собственном подворье. Крестьяне получали право на самоуправление, то есть имели право собираться и выбирать старосту поселка, решать какие-то свои дела. Замечательно. Но на этом положительные моменты и заканчивались…
Земля оставалась принадлежащей помещику. Это бы ладно. Крестьянин в принципе имел право выкупить землю по договоренности с помещиком. Но, сразу же после оглашения манифеста, цена на землю возросла в два раза. Это тоже бы ладно. Помещик предоставлял крестьянам в пользование, согласно закона, определенный надел земли, не каждому персонально, а на все поселение, а там уже крестьяне между собой сами делили. Именно эту землю они все и могли выкупить. Но за пользование этой землей, пока ее не выкупили, приходилось платить оброк или исполнять барщину, то есть современным языком – платить аренду деньгами или отрабатывать на полях помещика. Причем взяв такую аренду, отказаться от нее можно было только через 49 лет. Более того, если крестьянин собирался выкупать землю, то помещику выплачивалась положенная сумма из казны, а крестьянин уже оказывался должен государству.
То есть фактически положение крестьян никак не менялось. Единственным изменением стала невозможность торговли крестьянами. Продолжая работать на помещиков, они не могли покинуть землю минимум 49 лет, по сути обязаны были оставаться на ней до конца своей жизни, фактически закреплялись за землей, а не за помещиком, но земля-то по прежнему принадлежала помещику. Выкуп земли стоил дорого. Возможность заработать на выкуп, когда тебе нужно отрабатывать на барина или платить ему аренду (оброк), да еще и себе что-то на пропитание заработать, при этом накопить кругленькую сумму, задача не то что сложная, а практически невыполнимая. Собственно и сам манифест объявлял крестьян не свободными, а “временно обязанными”, то есть обязанными выкупиться.
С 1881 года выкуп земли становится обязательным, а не по желанию. Крестьяне оказываются в экономических условиях значительно худших, чем до объявления “воли”. Отменяя крепостное право царь заботился о том, чтобы не нарушить интересы помещиков и не вызвать их недовольства. Возможно даже имея вполне прогрессивные цели, направленные на приближение России к состоянию более демократичного общества, сами реформы проводились так, что крестьянин, который раньше платил только оброк, теперь оказывался обязан помимо оброка платить выкуп, хочет он того или нет.
Именно из-за ухудшения положения крестьян, связанного с их “освобождением”, стало возрастать недовольство среди населения. Именно это положение в конечном итоге привело к революции 1917 года. Именно из-за этой реформы “Освободитель” был приговорен “Народной Волей”, которая в конечном итоге и привела приговор в исполнение.
Все изображения взяты из общедоступных источников в интернете.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :