Мужской феминизм.
Представьте себе есть и такое. Нет-нет, я не про “типа феминизм наоборот для мужиков”, который маскулизм, я про мужское движение поддерживающее необходимость равноправия для женщин. Вернее сказать, движение мужчин выступающих за гендерное равноправие и равенство полов. Чем мужской феминизм отличается от эгалитаризма? Отличается и заметно. Как и от маскулизма тоже. Эгалитаризм – это социально-общественная концепция равноправия для всех граждан, независимо от пола, равно как и от других личных характеристик человека. На самом деле эгалитаризм достаточно широкое понятие и затрагивает многие сферы жизни, эгалитаризм может являться частью других идеологий, рассматриваясь в специфической трактовке согласно направленности этих идеологий. Эгалитаризм можно отнести к коммунистической идеологии, но там он в большей степени связан с равенством материальным, равенством доходов и соответственно положения человека в обществе, согласно уровня его доходов. К эгалитаризму обращаются многие политики демократического толка, толкуя его как равенство перед законом, что есть основа нынешнего понимания демократии.
Придется немного, наверное, отступить и сказать несколько слов о равенстве, равноправии, законе и обществе. Эти понятия часто трактуют крайне интересно, как правило, с выгодной говорящему точки зрения. Равноправие, в понимании западной демократии, это равенство пред законом. Но равноправие на самом деле горазда более широкий термин, чем отсутствие дискриминирующих норм устанавливаемых законом. Теоретически ребенок директора крупной торговой фирмы из Москвы и ребенок доярки из деревни Большие Бугры обладают равными правами согласно закона, но это не ставит их в равные условия при поступлении, скажем, в московский ВУЗ или при приеме на работу в крупную торговую фирму…
Аналогичная ситуация и с гендерными правами. В менталитете давно существует укоренившееся представление о том, что “женское”, а что “неженское” дело, равно как и “мужское” – “немужское”. Укоренились стереотипы поведения, “обязанностей”, “норм” распределенным для женщин и мужчин по отдельности. Все это существует вне законодательного поля и встречаться с этим приходится куда чаще, чем с законом.
Теперь о равенстве и равноправии. Это не совсем одно и то же. Но некоторые это самое “не совсем” так извергнуть умудряются, что аж “челюсть отвисает”. Равноправие – это равные права (как правило пред законом), равенство – это возможность применять равноправие на практике, независимо от того, кем ты являешься. Да, по сути об этом говорит эгалитаризм. Многие говорят, что права влекут и обязанности. Согласна. Вот только тут частенько начинается подмена понятий. Истории про то, что если женщины хотят равенства, то должны грузчиками работать. Имеют право, но не обязаны. Так же как и мужчины имеют право все поголовно грузчиками работать, но работают грузчиками-то далеко не все? Теперь про обязанности. Вот если женщина пошла в армию служить (бывает такое, представьте себе! добровольно и по собственному желанию), то там она в первую очередь не женщина, она боец. Боец имеющий такие же обязанности, как и любой другой боец. Но это опять-таки не значит, что все должны и обязаны быть на ее месте.
Вот тут плавно перехожу к теме маскулизма. Это как раз движение мужчин борющихся за мужские права, вот только делающие это зачастую весьма оригинально. Вместо требования улучшения мужских прав, некоторые из них (я частенько таких именно встречаю) требуют ухудшения женских. Вместо перехода к профессиональной армии и отказа от призыва для всех, требуют призывать женщин наравне с мужчинами; вместо требования снизить пенсионный возраст для мужчин, чтобы уровнять его с женским, требуют повысить женщинам. Знаете, такая позиция “обиженного мальчика” – если мне не нравится что-то, себе улучшить не попрошу, пусть другим тоже плохо будет. Гениально просто! Нет, есть конечно и вполне адекватно мыслящие маскулисты, как и адекватно мыслящие феминистки, наравне с неадекватами и там и там. Я так же не отрицаю, что есть проблемы и с мужскими правами. И их тоже нужно решать, эти проблемы, вот только средствами адекватными. Есть и феминистки отдельно взятые, которые пропагандируют мир без мужчин или что-то в этом духе, но я же их адекватными не называю?
Так вот, мужской феминизм довольно близок к адекватному маскулизму. Это понимание, что проблемы с равенством прав есть: и у мужчин и у женщин. Это те мужчины, которые видят, что права женщин ущемлены в определенных областях, и это их не радует и вовсе не нравится, они поддерживают то, что нужно восстановить равенство в этом вопросе. Это вовсе не мешает им видеть и аналогичные проблемы в правах мужчин, которые тоже было бы нужно решить. Чем же такая позиция отличается от эгалитаризма? Эгалитаризм говорит о широком аспекте прав, это и те же экономические права, например, эгалитаризм затрагивает куда более широкий аспект вопросов, чем вопросов неравенства полов, это неравенство экономическое, расовое, политическое, национальное, неравенство в разных формах его проявления. Адекватные феминистки, как и адекватные маскулисты, как и мужчины-феминисты, пытаются решить проблему именно полового равенства не в том плане, что если ты женщина, хочешь равенства, то хватай мешок с цементом и тащи, или тебе можно морду бить наравне с мужиками, а в том плане, что морду бить вообще плохая идея мужчине или женщине – неважно, все решить и на словах можно. Да и мешки таскать как бы вопрос зависящий от наличия физической силы у данного человека – не все мужчины качки, да и не все женщины слабы, есть и такие, что грузчика вместе с его мешком утащит и не заметит. Но это не говорит о том, что обязаны таскать мешки – все. Кто может, и хочет, и другого занятия себе лучше оплачиваемого не нашел, пусть таскает, неважно, мужчина это или женщина.
На самом деле мужской феминизм явление не столько и не только в виде какого-то движения, объединения. Это, скорее, процесс изменения менталитета общества в целом. Это отход от патриархального образа мышления в принципе. Отход от сексизма (женщины сексистки тоже бывают). Отход от самого принципа деления людей на категории и восприятие людей как индивидуумов, у каждого из которых есть свои слабые и сильные стороны и каждый может применять свои сильные там, где от этого будет больше пользы. Равенство оно в первую очередь в головах. Если ты смотришь на человека и видишь в нем – не человека такого же, как ты, а женщину, “негра”, еврея, “комуняку” или еретика – это неравенство. Как бы ты не оправдывал желание сделать жизнь другого хуже, чтобы твоя не казалась такой плохой, это тоже сложно назвать “борьбой за права”. Это равно применимо к любому вопросу и к любой ситуации.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :