Мой ДЗЕН, Статьи

Меритократический подход к образованию.

Scale 2400 (6)
33

Меритократический подход к образованию.

Исполняю обещание и пишу статью о меритократическом подходе к образованию. Для начала несколько слов о значении слова “меритократия” в данном контексте.

Вообще слово “меритократия” переводится как “власть лучших”. Возможно, у некоторых читателей возникнут не совсем верные ассоциации в связи с этим словом, речь не об “образовании для элиты”, скорее о том, как можно сделать элитное, пусть и узкоспециализированное образование для каждого.

В предыдущей статье я пыталась рассмотреть проблемы современного положения с образованием и вопрос о том, что с этим можно сделать. Вкратце повторю основную мысль. Информационный поток становится все больше с каждым годом, те объемы информации, которые сейчас регулярно воспринимает даже самый низкоквалифицированный работник и самый мало интересующийся чем бы то ни было человек, могут в разы превышать те объемы информации, которые получал за всю свою жизнь грамотный, образованный, ученый человек находившийся в окружении бурлящего “высшего света” общества. С ростом технологий возрастают и объемы информации, дальше они будут только расти. Уже сейчас – это вызывает проблемы. Психологи связывают с этим возросшее количество депрессий, постоянно растущее количество потребляемых антидепрессантов. В Японии вообще появилось и все чаще встречается такое состояние “переработался”, когда человек просто буквально впадает в ступор, и для выхода из него требуется помощь психолога. Впрочем, такое явление, надо думать, присутствует не только в Японии, но в других местах на этом не заостряют внимание.

Окружающий мир требует от нас все более и более активной работы мозга, все большего и большего психологического напряжения. И это свойственно не только “забитым годами тяжкого труда” гражданам, все чаще депрессия становится характерной чертой молодых. Выражение “беззаботная юность” становится все более эфемерным.

И это вовсе не потому, что “дурью маются”- давление общества, давление родителей. Ожидания, которые требуется воплотить. Не последнюю роль играет в этом и образование. Вернее, требования выдвигаемые к образованию. Для старшего поколения тот же интернет хоть и стал уже знакомым и привычным, но воспринимается скорее как аналог телевидения, в совокупности с почтой и телефоном, или как рабочая среда, где можно заниматься делами. Молодежь же выросла на интернете. Для них – это не только и не столько “игрушки” и переписка со сверстниками, но и среда образования, получения информации как минимум. Причем получение информации более интересным способом и более целенаправленным – чем это дает школа.

Школа все еще следует примеру  “нужно больше дать, чтобы что-то в голове осталось”. В чем-то по-своему подход верный, но далеко не всегда действенный. Учебники пишутся простым способом – взяли то, что было и добавили новое. Школьная программа составляется схожим образом. Можно, конечно, ругать современные подходы, можно много говорить о тех минусах которые есть, но факт остается фактом: с ростом количества необходимой для изучения информации растет количество лет проводимых за партой – 9 классов, 10 классов, 11 классов, 12 классов… 15? 20? Такими темпами можно будет учиться всю жизнь. Нет, конечно, нормальный человек и так учится всю жизнь – познавая новое, но не сидя же в школьном классе?

Приведу яркий пример из реальной жизни случившийся несколько лет назад со знакомыми людьми. Девочка училась в школе, что называется благополучная семья – родители “правильные”, сами образованные, высоко ценящие образование. Вот только проблема в том, что девочке учеба давалась сложновато. Но училась на пятерки, четверки. Тогда еще были выпускные экзамены, а не ЕГЭ сдала. Тоже пятерки, четверки. Ну теперь же нужно в институт! Вступительные экзамены. Готовилась. Пришла сдавать… Закончилось все тем, что девочку увезли в психбольницу, так как она сидела на корточках в коридоре института перед аудиторией, где проходили экзамены и жевала тетрадку с записями, не обращая внимания на задаваемые вопросы удивлёнными абитуриентами и преподавателями. Не выдержала напряжения – за это время объемы изучаемой информации только выросли.

Другой вопрос. Из всего того, что изучается какой процент остается в голове? А какой процент оказывается полезным в жизни? Функция стремящаяся к нулю… Безусловно какие-то основы должны быть, без них и самостоятельный поиск информации приведет к тому, что не увидишь разницы между рассказам про военные действия времен Великой Отечественной и рассказом про боевые действия эльфов против гномов…

Есть еще один – очень важный аспект, из которого вырастает заинтересованность, желание изучать, тяга к познанию – это склонность человека к той или иной области знаний, интерес. У каждого он разный и у каждого свой. Если человек не может посчитать правильно уравнение с дробями или вычислить логарифм – это еще не делает его “дураком” и “бездарью”. Эта сфера знаний может быть ему просто не интересна. При этом он может писать великолепные картины или быть прекрасным музыкантом, замечательно чинить машины, или знать “на зубок” анатомию и безошибочно определять болезни по замеченным симптомам. Решить проблему желания и интереса, как раз и предлагает меритократический подход к образованию.

Да и часто ли вы пользовались в своей жизни формулами высшей математики, и много ли вам дало знание полного списка стран в Южной Америке, точное количество квадратных километров занимаемых ими, число населения, и количество производимого в них железа и добываемой нефти? Да и помните ли вы ответы на эти вопросы? Которые вам приходилось зубрить на уроках географии? А с учётом наличия интернета, ответы получить можно за пару минут.

Собственно, как это выглядит? Берем детей в начальных классах. Ставим к ним увлеченных своим делом учителей. Не заставляем ничего зубрить, ни в чем не напрягать. Никогда не ругать за “тупость” и “лень”. Пытаться вызвать интерес – рассказывать увлекательные и интересные истории, показывать опыты, предлагать помочь учителю решить простые, но показательные примеры. Одним словом, пытаться вызвать интерес. Речь идет о младших классах, которые вчера еще в детсад ходили и привыкли именно к подобному подходу, а не к строгому учителю диктующему непонятные и скучные вещи.

В младших классах выявляются склонности учеников к тем или иным сферам знания, искусства, их увлечения и интересы – дети заинтересовываются. Дальше учителя рекомендуют какой класс лучше и больше подойдет данному ребенку. Это ни в коем случае не разделение на “умных” и “глупых”, не разделение на “престижные” и “непрестижные” классы. Это выбор уклона обучения в соответствии с интересами самого ребенка.

Далее, идет раздельное образование, в котором основной упор делается на те предметы, которые ближе и интереснее самому ученику. Это может быть не один, а группа смежных предметов, скажем, физико-математический уклон или химико-биологический и так далее. Выделение в классе того или иного направления – не значит отсутствие других предметов, но и не значит, как сейчас в классах ” с уклоном”- что помимо обычной программы тебя будут еще и усиленно гонять по специализированной. Это значит, что основная программа – углубленная программа будет даваться по соответствующему уклону, а остальные предметы будут даваться в облегченном виде, только самая основная и необходимая информация. Все остальное – интернет в помощь при желании.

Выделение в тот или иной класс с уклоном образования – это ни в коем случае не “клеймо” при желании, в случае изменившегося интереса ученик может перейти в другой класс – с другим уклоном, подогнав соответствующую программу и продолжить учиться уже в другом направлении. По сути, это аналог разделения высшего образования, только на значительно более ранней стадии.

Такой подход позволил бы снизить нагрузку учащихся, повысить успеваемость по причине заинтересованности в обучении, снизить количество информации, которая фактически окажется ненужной, и поможет более детально и углубленно изучать предмет – предметы, которые действительно интересны и к которым имеется склонность.

Естественно, такой подход вызовет множество критики в первую очередь со стороны родителей мечтающих увидеть в своих детях воплощение своих мечтаний. Как это так: я хочу, чтобы сын стал юристом, а он с какими-то букашками-таракашками возится? Мне такое его образование не нужно! Пардон, дорогой родитель, но это Вам не нужно, а ему, скорее всего, не нужны ваши мечты. Только такой оборот сюжета не очень-то воспринимается родителями…

Однако меритократический подход к образованию: позволил бы вырасти более подготовленным, квалифицированным и с интересом относящихся к своему делу людей, уменьшить количество нервных срывов, сделать школу из места отбывания ненужной и скучной повинности – местом увлекательного и интересного времяпрепровождения, воплощения хобби, которое может стать профессией. Ну и помочь воплощать свои мечты и желания тысячам людей, научить их возможности того, что полезное может и должно быть интересным и увлекательным.

Если есть желание более подробно поговорить на эту тему, или просто высказать свое мнение и обсудить его в живой беседе с другими, это можно сделать на “Telegram” канале “Вечевого Набата”.

И не забываем подписываться на наш канал.

Добавьте описание

И другие ресурсы “Вечевого Набата”

Youtube-канале “Вечевой Набат”

Группа “Честь. Государство. Воля. Народ.” ВК

Для начала давайте определимся с понятием, что такое "наука" и что такое "мистика". Ну, казалось бы, все понятно, стандартные определения.-4
Для начала давайте определимся с понятием, что такое "наука" и что такое "мистика". Ну, казалось бы, все понятно, стандартные определения.-5

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *