Моя статья публиковалась ранее на ДЗЕН канале “Вечевой Набат”
Либертарианство и либертанство – не одно и то же.
Очень часто эти два понятия путают, воспринимая слово “либертанство” как некий сокращенный или искаженный способ названия “либертарианство”. Но такое представление далеко от истины. В особенности если идет речь о социал-либертанстве, во многом имеющем противоположные черты представителям и идеологии либертарианства. Хотя какие-то моменты могут быть схожи или казаться таковыми на первый взгляд.
Начнем, пожалуй, с моментов схожих или кажущихся схожими. И либертарианство и либертанство выступают за повышение значения местного самоуправления, и минимизацию вмешательства государства в те или иные сферы личной и общественной жизни. Но вот те методы, которыми это следует достигать: не только не совпадают, но скорее противоположны.
Либертарианство еще по-другому называют анархо-капитализмом. Само государство воспринимается как “необходимое зло” в условиях современной действительности. Суть восприятия самого термина “государство” никак не меняется. Это некая надстройка над обществом имеющая право указывать какие-то действия обществу, и имеющая право собирать с общества налоги на осуществление собственной деятельности. Только функции и права этой надстройки предлагается урезать по максимуму, и оставить только самые необходимые без которых невозможно обойтись. В первую очередь это защита страны от иностранного вмешательства, в первую очередь военная защита. То есть функции государства сводятся по сути к военной организации, защищающей территорию от других государств и “крышующей” (по факту) население беря налоги за защиту. Это конечно несколько упрощенное описание, но достаточно близко к реальности. Все иные функции государства либертарианство считает ненужными. Не только такие учреждения как медицинские и образовательные должны быть исключительно частными, но так же подлежат приватизации такие институты как полиция, к примеру. Основой либертарианского общества является свободный рынок, абсолютно свободный и беспрепятственный, никоим образом не регулируемый государством. Любые вопросы: социальной защиты, поддержки, пенсии, пособия – считаются излишними и уж точно не касающимися государства, в случае “спроса” на такие услуги как пенсионное страхование или медицинское страхование, рынок организует самостоятельно частные фонды, которые будут оказывать подобные услуги. Ну и максимально допустимая личная свобода, ограниченная только тем, что другие жители не воспримут как вред себе лично.
Либертанство, в частности социал-либертанство, напротив – в первую очередь и полностью предлагает изменить сам принцип восприятия термина “государство”. Государство перестает быть надстройкой стоящей над обществом и населением. Высшая власть – это общенародно принятый закон (никаких парламентов в принципе, только Вече и референдумы). Государство становится структурой созданной населением исключительно для осуществления нужд населения, то есть находится под населением. Государство становится хозяйственно-технической и социальной структурой занимающейся обеспечением функционирования общественных институтов, таких как социальная защита, здравоохранение, образование, коммунальная сфера. Граждане не платят за конкретные услуги медицины или коммунальные услуги, а платят установленную законом часть своего дохода в качестве налога на общественные нужды. И население контролирует нанятых чиновников, официально подчиненных местным народным собраниям (Вече) в вопросах расходования общественных средств. То есть государство не более чем нанятые технические специалисты на общественные средства, осуществляющие общественные дела: как-то содержание государственных больниц, школ, выплату установленных законом пособий и т.п. Хотя могут быть и частичные структуры оказывающие медицинские или учебные услуги. То есть люди могут иметь выбор: бесплатное стандартное образование или лечение, или некие дополнительные услуги за дополнительную плату, к примеру косметическая хирургия, или школы с “поющими” учителями. Социал-либертанство не отрицает наличия свободного рынка и считает не нужным директивное вмешательство в рыночные процессы, но при этом могут и должны создаваться государственные предприятия, или если угодно, общественные предприятия – доход от которых будет поступать в местный бюджет, а не каким-то частным владельцам. В первую очередь должны быть государственные предприятия, способные заполнить внутренний рынок минимально необходимым набором товаров и производящие необходимые комплектующие, запчасти и сырье для других производств внутреннего рынка. Через ценовую политику государственных (общественных) предприятий государство, а вернее в качестве “хозяина государства” местные всенародные собрания могут влиять на формирование цен на внутреннем рынке. Основной заботой государства таким образом становится оказание социальной поддержки нуждающимся категориям населения, и поддержание функционирования социальной и хозяйственной инфраструктуры территорий. Полиция и тем более армия так же являются гос. структурами, не могут быть “приватизированы”, но полностью контролируются населением. За исключением оговоренных в законе моментов, которые не должны подлежать всеобщему обсуждению в целях соблюдения секретности информации, разглашение которой может причинить вред обществу в целом (защита от иностранного шпионажа и т.п.)
Как видите социал-либертанство и либертарианства не только не одно и то же, но во многом противоположные идеологии. Хотя обе выступают за минимальное вмешательство государства в личные дела человека, и не подчинённость общественной жизни государству (хотя и противоположными методами).
Возникновение либертарианства возводят к второй половине 19 века, напротив – либертанство недавно возникшая идеология, о которой еще не так много людей знает. И зачастую информацию об этой идеологии найти не так просто.
Скоро будут изменены и опубликованы новые ссылки на другие ресурсы “Вечевого Набата”.