Иное понимание слова “государство”
Государство. Каждый слышал это слово, но у каждого свое мнение по поводу его значения, вернее таких мнений достаточно много. И они далеко не всегда совпадают. Не всегда совпадают даже в официальной трактовке этого слова. Приведу пример из нескольких толковых словарей:
Экономический словарь: Совокупность органов и лиц сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.
Словарь Ожегова: Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.
Пограничный словарь: Единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает для этого обязательные для всех правовые акты.
В более свободной трактовке часто встречается такое определение: “Государство -это инструмент подавления личности”.
Именно так многие привыкли относиться к этому термину и к той структуре, которая им обозначается. Именно так, обычно и ведут себя представители этой структуры. В сознании людей плотно засело одно представление государство это институт власти, это инструмент при помощи которого какая-то группа людей управляет остальными. Именно как институт управления, подчинения, руководства расценивается государство. Но приведенные выше трактовки не единственные. Для примера приведу еще одну, которая мне лично кажется более приемлемой.
Вестминстерский словарь: Источник народного правления и институт, в котором сосредоточены социальная власть и сила. Государство поддерживает порядок и оказывает разнообразные услуги своим гражданам.
Исходя из последней трактовки, хочу предложить еще одну, которая соответствует последнему определению слова “государство” и полностью отрицает тот смысл, который заложен в это слово в других словарях и определениях. Вернее даже не столько и не только трактовку слова, сколько новую концепцию понимания этого слова, и новый принцип построения данной структуры.
Государство, как социально-хозяйственный механизм создаваемый обществом для удовлетворения нужд и потребностей общества за счет общественных средств.
Государство это не обязательно власть кого -то над кем-то. Государство это в первую очередь сообщество людей проживающих на одной территории, имеющих общие экономические, социальные и иные нужды, и интересы. Общество может создавать структуры для решения необходимых вопросов, координации действий, перераспределения общественных средств. И эти структуры не только могут, но и должны контролироваться обществом и подчиняться обществу. Эти структуры не должны быть “властью”, хотя все привыкли воспринимать их именно так. Эти структуры должны быть подчинены народу, населению, обществу. Быть подвластными, а не властвующими. Только такое положение может быть в действительно свободном обществе, только так может осуществляться власть народа, а не власть над народом.
Государство начиная с королей и прочих монархов присваивало себе право народа решать, как жить народу, что ему делать. Создавало инструменты подавления, принуждения, управления, подчинения. Но то, что к этому все привыкли не значит, что это единственная возможность совместного существования. Все политики говорят красивые речи о власти народа, о народном правительстве, о защите интересов народа. Но, когда коснется вопрос того, чтобы власть действительно оказалась в руках народа те, кто вчера кричал про народную власть, начинают рассуждать о “безрассудстве толпы”, о неспособности народа самостоятельно что-то решить, о необходимости стоящих над народом управленческих структур. Иначе, мол, хаос, анархия, охлократия… Но по факту, это крики тех, кто получил в свои руки возможность управлять другими и не желает эту возможность упускать.
Анархисты призывают к упразднению всех институтов государства, так как это механизм подавления личности и свободы. Но я говорю другое. Эти институты должны быть, но должны строиться иначе, население объединяется в общественные группы, организации, те же территориальные сообщества. Люди в этих сообществах объединяют уставленную часть своих доходов в качестве общественных средств. (Сбрасываются на общие нужды, именно этим и должен быть налог). И выбирают того, кто занимается распределением общественных средств на решение общих дел. Но этот человек ни в коем случае не является “властью”. Это координатор, который за общие деньги организует обустройство территории и полностью отвечает за свои действия перед теми, кто ему эти деньги дал. Государство может и должно быть другим, должно строиться на иных принципах. Как устарело понимание слова “государство” как происходящее от слова “государь”, то есть принадлежащее “государю”, так устарело уже морально и исторически нынешнее понимание этого слова. На смену ему должно прийти новое!