Что первым в голову приходит при слове “феминизм”, тем более в современном мире? Как правило, у человека не имеющего близкого отношения к этому движению, тут же в голове создается представление о такой воинственной дамочке, для которой “все мужики козлы” и вообще надо, с ее точки зрения, всех противоположного пола если не расстрелять, то “поставить на место” где-то там ниже плинтуса.
К сожалению, такое представление сложилось не просто так и не на пустом месте. А движение изначально направленное на защиту прав женщин стало восприниматься, как движение направленное на унижение мужчин. Причины для этого действительно есть, но эти причины лишь проявление одной части современного феминизма. О феминизме сейчас часто говорят и много пишут, причем уже в обществе сформировался стереотип, который часто изображается в самых разных статьях и разговорах, стереотип который изображает именно такую “бой-бабу” негативно настроенную в адрес мужчин. Но что на самом деле представляет собой феминизм?
Можно выделить три основные ветви этого движения – это классический феминизм, радикальный феминизм и, наверное, самый разнообразно именуемый, так называемый секс-позитивный феминизм, или он же сексуально-либеральный феминизм, или просто либеральный феминизм. Давайте разберём по порядку. Не буду вдаваться в историю, перечисляя имена основательниц и годы возникновения, а также важные вехи деятельности, при желании сами можете найти все на просторах интернета. Поговорим о смысле самих направлений этого движения.
Собственно, феминизм или классический феминизм, самая ранняя форма этого движения. Возникновение движения как такового было связано с тогдашним положением женщин, а уж минуло уж более сотни лет с появления первых феминисток или, как их тогда называли, суфражисток. На тот момент в законодательстве многих стран существовали значительные ограничения на возможность женщине распоряжаться имуществом, по факту делали ее полностью материально зависимой от мужчины и право участия в голосовании тоже было не для женщин. Было и множество других более мелких моментов, которые ставили женщину в зависимое положение. Достаточно хотя бы вспомнить широко распространенный в конце 19 века обычай выдавать замуж, не спрашивая желания и согласия на то невесты, достаточно было согласия ее отца. Именно существовавшее тогда бесправие стало причиной борьбы за женские права и за то, что женщина ничем не хуже мужчины. Впрочем, безусловно, патриархальный, традиционный и основанный на “обычаях” тогдашней мир, видел в подобных требованиях нарушение “правильного” порядка и попытку урезать мужские права. Но как бы то ни было, женщины получили больше прав и больше возможностей, чем имели раньше. Хотя все равно оставались в законах разных стран (тех, которые принято считать ведущими, не говоря про значительно более консервативные страны, где и сейчас законы могут сильно отличаться от равноправия).
Вторая волна феминистского движения породила то, что стали именовать радикальным феминизмом. Собственно, целью этого направления стало полное стирание любых проявлений гендерного неравенства, в том числе на законодательном уровне. Цель может быть изначально и хорошая – ведь правда, если женщина в одном имеет равные права с мужчинами, почему она не имеет таких же прав в другом? Но именно это движение переросло в дальнейшем в то – над чем сейчас принято смеяться, тыкать пальцем и ставить на одну полочку с другими социальными извратами. Тут сыграло роль такое явление, как гипертрофированные ценностей. Каждый человек, конечно, индивидуален и каждый видит разные вещи по-разному. То, что для одного явная глупость, для другого необходимое право, и наоборот. Установление равенства перед законом независимо от пола, упразднение социальной дискриминации (скажем, при приеме на работу) по половому признаку и т.п. Это конечно правильно. Но когда требование этого перерастает в требование установить тот образ жизни, те порядки и представления, которые кажутся какой-то группе “правильными”, цепляние к мелочам и “раздувание из мух слонов” – это любое движение превращает в свою противоположность. Радикальный феминизм пошел во многом именно этим путем. Радикальные феминистки – не только стали пытаться видеть в любом действии мужчины попытку “ущемить женские права”, но стали вмешиваться и в жизнь других женщин – диктуя им как “должна женщина себя вести”. В частности – это касается сексуальной сферы жизни. Логика тут проста, секс – это желание мужчины, а значит, удовлетворение этого желания по умолчанию становится “насилием” над женщиной. Любой сексуальный наряд – потачка патриархальности. Любые отношения, исходя из такой логики, тоже наверное насилие и унижение. Ну как говорится, если уж вам, Сударыня, конкретно мужчины не нравятся – лично Вас выходить замуж никто и не заставляет… перегибы радикального феминизма, попытка везде и во всем видеть женщину в образе “жертвы” – привели к сложению того стереотипа, из-за которого любое упоминание феминизма вызывает ассоциацию с воинствующими мужененавистницами.
Самое позже всех появившееся направление феминизма – это сексуально-позитивный феминизм. Во многом он направлен против именно сформированного обществом представления о сексуальной роли женщины, вернее, о ее “месте” в отводимом обществом. Здесь логика тоже проста и более чем адекватна, (хотя наверное у многих традиционалистов эта логика вызовет возмущение больше, чем радикальный феминизм). Женщины, как и мужчины, являются самостоятельными здравомыслящими личностями и имеют полное право определять свое поведение, в том числе и сексуальное, если он касается таких же взрослых личностей и любые действия совершаются по добровольному согласию. Сексуально-позитивный феминизм выступает против привычного положения, когда сексуальная свобода мужчины считается – нормой, а ведущая себя так же женщина – это “фи и набор грязных слов в ее адрес”. Никто: ни государство, ни другие люди, ни традиционалисты, ни феминистки других течений, никто бы то ни был там еще – не имеет права вмешиваться в свободный выбор женщины и диктовать ей, каково должно быть ее поведение. Женщина не обязана “оставаться девственницей” до замужества – ведь мужчины себя так не ведут. Женщина не обязана быть “скромной” – ведь для мужчины это не считается “достоинством”. Женщина, если таково ее желание и свободный выбор может, к примеру, сниматься в фильмах для взрослых и это никоим образом не “унижает” и не “принижает” ее достоинство. Сексуальная свобода и сексуальное равноправие, как один из основных критериев этого направления. Разумеется – это не значит, что пропагандируется, скажем, обязательное “развратное поведение” или супружеская неверность – просто каждый решает сам для себя, как ему жить и что ему делать, без навязывания “морали” и чужих представлений. Секс-позитивные феминистки не пытаются поставить мужчин ниже женщин, и не видят в проявлении сексуального интереса со стороны противоположного пола чего-то негативного. Все должны быть равны: равны перед законом, равны в глазах общества и равны в своем праве свободного выбора.
Так что, феминизм бывает разный. И не стоит создавать стереотипы по крайним проявлениям одного из направлений.
Автор статьи: Мищенко И.С.
И не забываем подписываться на наш канал.
И другие ресурсы “Вечевого Набата”
Youtube-канале “Вечевой Набат”
Группа “Честь. Государство. Воля. Народ.” ВК
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :