Что женщинам у нас запрещено?
Вот снова всплыл вопрос на тему заработков, работы и того, где и как женщин могут работать и хотят – не хотят. Впрочем, далеко не всегда вопрос хотят и могут совпадает. Тут довольно долго в комментариях муссировалась тема про женщин-грузчиц. И про то, что наши дамы массово на сию работу не напрашиваются. Уже детально сию тему освещала, скажу вкратце еще раз. Да не хотят, потому что не дуры. Работа мало того, что физически тяжелая, так еще и низкооплачиваемая. И мужчин мечтающих работать грузчиками я тоже не знаю, тоже не хотят, потому что не дураки и по тем же причинам. В качестве временной работы при отсутствии другой, конечно, приходится. Впрочем, грузчик сейчас профессия не только непрестижная и непопулярная, но давно уже и не столь физически тяжелая, так как все же механизирована во многих случаях. Так что основная проблема с данной профессией в ее мизерной оплате. Ну да ладно с грузчиками. Грузчиком работать женщине как раз таки не запрещено, хотя есть установленное законом ограничение по поднимаемому весу для женщин, что тоже является одной из причин, по которой уже у работодателя желание взять женщину даже вдруг захотевшую тут поработать несколько остудится. Но вот давайте-ка про законы как раз и поговорим.
Я, конечно, понимаю, заботу, так сказать, правительства о женском здоровье и попыток оградить женщин от тяжелого физического труда, мол, им еще рожать, куда им тяжести таскать, к примеру, (хотя вот как раз грузчики, как уже сказала ограничений по половой принадлежности не имеют). В России существует список аж около 400 профессий, в которых женщинам запрещено работать законодательством. Что же это за профессии и имеет ли смысл устанавливать в них запреты?
Вот начнем с профессии близкой к грузчикам. Как уже было сказано выше, как раз таки грузчиками работать не запрещено, а вот носильщиками на вокзалах запрещено. Это с учетом того, что сейчас, как правило, носильщики все же не в руках таскают, а катают чемоданы на тележках. Вот, честно говоря, не вижу большой разницы в том, что женщина где-либо в подсобке (та же продавщица) протаскивает мешок с каким-либо товаром и тем, что несколько чемоданов на тележку уложить и откатить. Нет, конечно, я не думаю, что прям очередь желающих на такую работу выстроится, но вот основания для запрета по половому признаку с таким раскладом тоже не вижу.
Крайне интересный своей бессмысленности запрет для женщин – это профессия водителя автобуса. Причем исключительно на междугородных маршрутах. В городе можно. Вот даже, наверное, сейчас стало давно уже привычной картинкой и даже своеобразной “фишкой” городского транспорта, что водители трамваев и троллейбусов довольно часто, если не очень часто, это женщины. Есть женщины-водители и на городских автобусах. Лично на мой взгляд вождение транспорта (любого) в городе несколько более сложная задача, чем за городом. В городе можно. За городом на пригородных и междугородних линиях тоже можно, если не более 14 посадочных мест. С тем же успехом нет никакого запрета на то, чтобы женщины водили грузовики, те же фуры и на большие расстояния, где требуется ехать иной раз и много дней и подалеко не самым лучшим дорогам, все это можно. Но вот просто не пойму разницы, с чего фуру вести женщине можно, а автобус нельзя? Причем в городе, где множество сложных ситуаций на дороге может встретиться тоже можно, а по полупустой пригородной дороге ну никак нельзя?
Поговорим про другой транспорт. Скажу сразу фото выше нероссийское, там в дальних далях можно… А вот у нас нельзя. Нельзя женщине работать на тракторах и бульдозерах. Почему? Вопрос сложный и интересный, но видимо риторический. Речь не о том даже, что данная техника может потребовать ремонт и у нее могут быть тяжелые детали, которые придётся как-то менять на крайний случай, думаю, и мужчина в одно лицо вряд ли этим займется, скорее ремонтники все же приедут, если что-то сложное будет. Я не хочу сказать, что такая работа легкая, нет, наверняка сложностей хватит, но чем принципиально отличаются женские руки на рычагах от мужских не пойму никаким образом.
А еще у нас запрещено женщинам рыбу ловить! Нет-нет, не беспокойтесь, посидеть с удочкой на берегу никто не запретит. Хотя в основном считается это занятие прерогативой мужского развлечения, но есть и женщины, которые не прочь таким способом развлечься, было дело, мне и самой доводилось с удочкой на берегу время проводить не то чтобы прям хобби на всю жизнь стало, но пробовала, дело было. А вот в промышленных масштабах запрещено. Вернее, не совсем так. В открытом море вдали от берега можно! Я даже не так давно наталкивалась на статью про рыболовный траулер с чисто женским экипажем. Но брать женщин на суда ведущие прибрежный лов рыбы запрещено законом. Почему? А и правда почему? Конечно понимаю, что вытаскивать сети из моря дело куда менее веселое и явно нелегкое в сравнении с удочкой, но если тоже самое можно делать вдали от берега, то почему нельзя делать тоже вблизи?
Не менее оригинальный запрет на работу женщин в железнодорожном транспорте, я не про проводниц, я про машинистов. Нет, конечно, когда основным видом этого транспорта были паровозы и приходилось лопатой махать всю дорогу, еще как-то было такой запрет понять можно. Физическая нагрузка у сидящего за пультом электровоза машиниста не столь уж велика. Психологическая нагрузка несомненно есть и наверняка довольно высокая. И ответственность, конечно же, высокая. Авария на железной дороге это вам не столкновение двух авто, последствия куда более масштабные. Требуется внимательность, аккуратность, ответственность. Но вот как раз с этими чертами к женщинам претензий обычно нет. В сравнении с железнодорожным транспортом управление самолётом занятие куда более сложное и требующее уж не меньшей ответственности и внимательности. Да в иных ситуациях управление самолётом может быть связано и с физическим напряжением. Однако женщины-пилоты есть. А вот женщин-машинистов нет, потому что запрещено.
Вот еще любят пожаловаться некоторые мужчины, что, мол, женщины не хотят работать в некоторых отраслях как горнодобывающая или нефтегазодобывающая. Вот вовсе нет, однако. И женщины-шахтёры есть, и женщина работающие на нефтяных вышках есть, и женщины геологоразведчицы есть. Вот только целый ряд профессией в этих отраслях для женщин закрыт законодательно. Геологоразведка, бурение скважин и нефтегазодобыча в общей сложности более 30 профессий запрещены женщинам законом. Горнодобывающая отрасль список из более чем двадцати профессий.
Как уже говорилось, существует более 400 запрещенных законом для женщин профессий, в самых разных отраслях. От довольно экзотических до самых тривиальных. В частности в этот список входят профессии плотника и сантехника. Я, конечно, не оспариваю, что данные профессии не самые легкие, но вот, к примеру, есть у меня одна знакомая, которая на бытовом уровне вполне себе освоила навыки сантехника, ей даже по-своему нравится возится с трубами всякими, там кранами, душам и прочим тому подобным оборудованием, да и руки запачкать при необходимости не боится. Бралась даже другим знакомым что-то по мелочи чинить в этом плане. Но вот официально она работать может и пошла бы вполне, да не возьмут – запрещено. Вообще общество и государство крайне странно смотрит на эти вопросы. Вот, скажем, космонавт очень тяжело и физически и психологически очень сложно, очень ответственно. Но женщины-космонавты есть. Есть профессии связанные с высоким риском и высоким уровнем физических нагрузок, в которые женщинам доступ не закрыт. А есть профессии, которые не сказать что легкие, но уж явно полегче, чем в космос летать, но женщинам в них работать запрещено. Вот потом появляются мужчины, которые кричат, мол, “загнать нужно женщин в профессии, где их нет, чтобы не ныли, что зарплаты маленькие”. Ребята, так вы сперва пустите туда, там посмотрим, кто куда загоняться собственными силами. По мне, так никаких ограничений устанавливаемых законом на те ли иные профессии по половому признаку быть не должно. Любые запреты и ограничения должны быть сняты. А вот уж кто куда пойдет работать – дело личное. И ряд профессий, которые сейчас запрещены женщинам вполне себе будут освоены ими может даже в большей степени, чем мужчинами. Ну, как пример, принципиальной разницы между водителем городского и междугородного транспорта я не вижу, как и не вижу причины запрета женщинам управлять трактором, тем более что советские времена вполне себе трактористки были.
Другие мои ресурсы:
Сайт движения “Вечевая Республика”
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :