Мой ДЗЕН, Статьи

Что есть свобода?

510f95b9695552516b1fccd9ab703d3f psychology
33

Что есть свобода?

Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале. 

Слово очень интересное и разными людьми по-разному трактуемое – “свобода”. Впрочем, слово имеющее вполне конкретное и вполне понятное значение, это отсутствие гнета и принуждения, возможность самостоятельно решать и выбирать, какие действия и поступки совершать, а какие нет. Однако философы превратили это слово в нечто эфемерное и расплывчатое, так и не придя к некоему общему знаменателю и еще больше запутав людей не столь увлеченных философией и философствованием. Впрочем, достаточно точное определение можно найти в той же “Википедии”: “Состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий”. Так и именно так определяется основной смысл свободы как явления. Однако почему же существует так много трактовок и определений этого слова? Почему каждый человек видит в нем нечто свое? Почему отношение к свободе столь различно и даже противоположно у разных людей? И самое главное, почему свобода все же, несмотря ни на что, является высшей и одно из наиглавнейших ценностей, к которой многие стремятся, о которой многие метают и которой столь панически боятся многие, когда имеют шанс ее получить в реальности?

Отношение к свободе кардинально противоположно восприятии разных людей. Приведу два высказывания, которые характеризуют эту кардинальность: “Свободы не существует, если ты не живешь на необитаемом острове, да и то это не свобода, если ты не имеешь возможности его покинуть”. “Свободным можно быть даже в цепях”. Оба выражения говорят о свободе, но о разных проявлениях свободы: первое о свободе внешней, второе о свободе внутренней. Свобода внешняя заключается в отсутствии принуждения и подчинения со стороны других людей. Неважно, людей отдельно взятых, организаций, государства или каких-то еще структур и объединений. Именно вокруг свободы внешней ходит множество пересудов и разговоров. Именно этим понятием часто любят манипулировать как за, так и против самого понятия “свобода”.

Давайте взглянем на то, что же такое свобода внешняя? Этим словом призывали на баррикады во время революций, им звали на освободительные войны и заманивали поддерживать те или иные идеологические и политические взгляды. Свободу внешнюю в качестве знамени берет любая политическая сила, которая пытается изменить существующий порядок, сменить существующую власть, но та же сила оказавшись у руля, начинает подавлять и уничтожать столь расхваливаемую ею же ранее свободу. Любая власть, как черт ладана, боится свободы внешней, ее проявления, так как наличие внешней свободы делает эту самую власть ненужной. Те, кто находится у власти (независимо от политической идеологии, позиционируемых взглядов и представлений) старается получить, усилить, укрепить и развить контроль над обществом, вещь полностью противоположную свободе. Чем выше контроль, тем меньше свободы. Если власть пытается держаться на любви народа, а не на его страхе, то пытается соблюдать баланс между контролем и свободой. Отдавая свободе те менее значимые для власти вопросы, которые можно и не контролировать, создавая иллюзию свободы и декларируя себя как приверженцев и защитников свободы. Но далеко не всякая власть идет таким путем. Причем делать это могут необязательно со злого умысла или корыстных интересов, но со “святой убежденности”, что “так будет лучше”. Вот только вопрос, кому будет лучше, остается открытым, а ответ на него, как правило, умалчиваемый, но вполне понятный явно не контролируемым.

Однако власть многие века вбивала в голову толпе свой собственный страх свободы, страх утери власти маскируя его под страх “беспорядков”. Причем делала это так хорошо и старательно, что многие с радостью подставляют руки под кандалы, чтобы быть уверенными, что получат свой паек и место для ночлега. Людям активно и старательно внушается в голову, что они: быдло, стадо, безумная, жестокая и бездумная толпа, которая покорная и смеренная для собственного блага, ведомая “вождями-пастухами”, а коль останется без присмотра, то будет сеять хаос, лить кровь, устраивать грабежи и всячески безумствовать себе во вред. Такое ощущение, что власть смотрит на народ как на буйно помешанных, которых “Для их же блага” нужно держать в психушке, в смирительной рубашке, иначе и соседа загрызут, и себе голову об стену разобьют. И самое отвратительное в человеческой натуре то, что многие соглашаются с такой постановкой вопроса и с готовностью принимают любые жесткие порядки, любые цепи и оковы.

Если смотреть на общество и на человека в обществе, то действительно человек живет не сам по себе и не может творить все, что ему в голову взбредет, не считаясь ни с чьим мнением. Живя в обществе человек вынужден и обязан уважать не только свои собственные желания и интересы, но и желания и интересы других людей, а в случае их противоречия искать компромисс, а не хвататься за топор по принципу: кто первый другому череп раскроил, тот и прав. Для существования общества необходимы нормы и правила признанные и принятые всеми или по крайней мере большинством. Но в равной степени как не следует путать свободу и вседозволенность, так не следует путать уважительное отношение к другим и контроль. Свобода не есть вседозволенность. Свобода – это право принимать решения самостоятельно. Адекватный человек принимает решения взвешивая и оценивая не только собственные желания и потребности, но и учитывая то, что рядом с ним живут другие люди, имеющие тоже свои желания и потребности, исходя из уважительного отношения к окружающим, понимая, что “съесть торт в одну харю” может, конечно, и приятно, но угостив других – ты получишь потом угощение от них. Свободный человек принимающий решения самостоятельно не стремится утраивать хаос и беспредел. Хаос и беспредел устраивают рабы вырвавшиеся из под жесткого присмотра надзирателей, не понимающие ценности свободы, не ценящие ни себя ни других людей. А рабом человека делает контроль, чем выше контроль, тем меньше человеку нужно думать, тем меньше он привык решать и не умеет приманить правильные решения, тем больше подвержен он страшилкам о “беспределе свободы”, которые ему рассказывает надзиратель, тем больше он считает, что свобода это и есть беспредел, когда что-то нельзя не потому, что ты так решил, что нельзя, не потому, что это плохо для других, а потому, что кто-то запретил. А вот если надзиратель пропал куда-то, то ничего уже не сдерживает раба от того, чтобы громить все просто потому, что иного понимания “свободы” он не видел и не задумывался, привык, что за него думает надзиратель.

Свобода внутренняя дело несколько иное. Это стремление человека к свободе, ее понимание, понимание ее ценности, независимо от внешних обстоятельств. Это подобно тому же человеку попавшему на необитаемый остров. Он желал бы уплыть, да понимает, что не доплывет. Сохранять внутреннюю свободу можно даже в цепях, это верно. Несмотря на внешние непреодолимые обстоятельства, уважать себя и уважать окружающих, пытаться сделать то, что ты можешь сделать в данных обстоятельствах, искать выход их этих обстоятельств, не оскотиниваясь, не превращаясь в жалкое подобие человека – в раба. Ведь раб это не цепи на руках, раб – это состояние души. Раб – это когда ты отключаешь мозги живя чужим умом. Раб – это когда ты считаешь, что подчиняться любым требованиям, терпеть любые унижения, ходить строем и мило улыбаться при этом, это не унижение даже, это необходимость, это то, без чего человек жить не может. Рабство – это страх свободы. Рабство в душе, внутреннее рабство, это когда освобождённый раб искренне рыдает на пороге хозяина не представляя и не понимая, куда же ему идти и что же ему делать, вместо того, чтобы бежать подальше изо всех ног, пока хозяин не передумал. Внутренняя свобода – это понимание того, что ты можешь принимать решения и тебе необходимо принимать решения, даже в рамках тех тысяч миллионов ограничений, которые тебе выставил хозяин. Делать или не делать не потому, что приказали, а потому, что ты совершаешь свой осознанный выбор. Ведь выбор есть всегда. Даже если тебе дали в руку пистолет и приказали застрелить другого человека, приставив к твоей голове тоже пистолет. Ты можешь исполнить приказ и оправдать себя тем, что иначе ты не мог, что у тебя не было выбора, что ты ни в чем не виноват. А можешь сам застрелиться или попробовать застрелить того, кто приказал, даже зная, что он скорее всего выстрелит первым. Это твой выбор. Выбор, который осознать рабу не дано. Когда в человеке умирает внутренняя свобода, он становится рабом. Когда общество начинает больше бояться свободы (хаоса, анархии, вседозволенности) больше, чем цепей – общество плодит рабов. И каждый раз соглашаясь с очередным шагом к клетке мы начинаем мечтать не о свободе, а о золотой клетке и злотых цепях на руках.

-2

Другие мои ресурсы:

Сайт движения “Вечевая Республика”

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

tiktok

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *