Без рубрики, моя книга

Человек – основа общества. (Закон) Часть первая. Античные империи. Шаг назад или взгляд вперед? (Часть четвертая)

4

Опять же, следует несколько уточнить терминологию. Говоря о классах и сословиях, следует понимать, что класс является дальнейшим развитием унификации и детерминации понятия “сословие”. Принцип действует аналогично вышесказанному, то есть является процессом дальнейшей индивидуализации принадлежности к той или иной группе населения. Если понятие “сословие” подразумевает принадлежность к той или иной группе населения, связанную с происхождением человека, с принадлежностью его предков к той или иной категории населения, то есть наследственную принадлежность к определенному слою общества, то класс подразумевает просто принадлежность к определенной категории общества, не обязательно связанную с происхождением. Конечно, принадлежность к сословию тоже можно было сменить, например, вступлением в брак с представителем другого сословия или в некоторых случаях изменением профессиональной принадлежности, например, дворянин, ставший священником, или крестьянин, ставший рабочим. Впрочем, об условности деления дворянского сословия и духовенства мы уже говорили выше. Несмотря на то что в сословие духовенства мог попасть и выходец из крестьянского или рабочего класса, духовенство всегда занимало скорее специфическую нишу, очень близкую к положению дворянского сословия. Принятое разделение крестьянского и рабочего классов, крестьянского и рабочего сословия, впрочем, тоже достаточно условно, указывая лишь на конкретное сословие и класс в том, что классовая принадлежность определяется родом занятий данного человека здесь и сейчас, а не его происхождением как таковым. Впрочем, деление обозначений “класс” и “сословие” само по себе достаточно условно и может интерпретироваться по-разному разными людьми.

Время античных империй дает нам несколько иную картину. Несмотря на то что продолжается общая тенденция, основанная на унификации населения, использующая дробление меньших ячеек для большего удобства формирования более глобальных ячеек, мы видим совершенно иную составляющую уже на старте данного этапа. В гонку империй входят уже не отдельно взятые племена, а сформировавшиеся города, осознающие свою целостность как новообразования, города, использующие уже привычные им методы собственного формирования и распространяющие эти методы на более глобальном уровне. В гонку империй включаются те города, которые успешно прошли этап протогородов. Здесь уже нет противоречия племенных привязанностей и сословных общностей. Там, где они еще остаются, там, где они еще продолжают играть значимую роль, сформировавшиеся и даже достаточно окрепшие города, создавшие свою уникальную систему внутренних взаимоотношений, не способны сдвинуться с места дальше и не способны включиться в гонку империй, оставаясь на уровне городов-государств, которые в конечном итоге поглощаются большими и многолюдными империями. Ярким примером является Спарта, так и не преодолевшая внутренних племенных противоречий, сделавшая ставку на силу господствующего племени, даже претендовавшая на право диктовать свои условия соседним более слабым городам-полисам, но уже на этом этапе вынужденная прибегать к призыву в войско периэков, внутренние отношения с которыми оставались далеко не идеальными.
Спарта так и не смогла предпринять серьезную попытку объединения эллинских городов. В этом даже больше преуспели Афины, пусть и на уровне союза, а не единого государства. Конечным результатом стало поглощение Спарты. Спарта не раз терпела поражения от объединившихся греческих полисов и, пусть даже сохранив самостоятельность при македонцах, в конечном итоге не устояла и была окончательно захвачена римлянами. С этого момента Спарта окончательно утратила свое значение и превратилась в быстро угасающий захолустный городок римской провинции.
Те же города, которые успешно завершили предыдущий период, получили возможность двигаться дальше, и те, которые оказались сильнее конкурентов, встали во главе созданных ими империй. Подобный принцип был установлен везде. Если говорить об Индии, то кастовая система, ставшая основой индийского общества, – это значительно более жестко установленная и детализированная сословная система. Сословный принцип стал основным и в Китае. Аналогично выстроилось общество и в других городах-основателях крупных стран и империй.
Несколько особняком стоят государства майя, ацтеков и инков, существовавшие до прихода белых в Америку. Их особенность заключается не только в более позднем времени образования, но и в некоторых особенностях структуры самого государства. Впрочем, здесь также было проявлено сословное деление: как минимум, выделялась знать, были свободные рядовые граждане и рабы. Во многом сохранялись следы родоплеменного наследия, как минимум, большое значение придавалось происхождению и родословной каждого жителя, его принадлежности к тому или иному роду. Несмотря на достаточно большие территории, находящиеся под контролем этих государств, войны с соседями зачастую велись не с целью захвата новых территорий, а с целью захвата рабов (в том числе и для жертвоприношений) или получения дани с побежденных. Впрочем, такую специфику создавал уровень развития многих племен, обитающих по соседству, находящихся на первобытном уровне развития и не имевших ни значимых ресурсов, ни развитого земледелия.
Не стоит перечислять все вариации развития разных стран, везде различающиеся в деталях, они имели один общий принцип. С образованием основополагающего города начиналась его конкурентная борьба с соседними городами, и в конечном итоге город, сумевший выйти победителем в этой борьбе, усиливался и начинал поглощать другие города, подчиняя их своей власти. Как правило, это сопровождалось попыткой перестройки всего подчиненного населения и его унификации. Шло все через объединение классов-сословий разных изначальных ячеек в общую структуру, что закрепляло позиции местной знати на местах, с одной стороны, и укрепляло власть центра, с другой стороны.
Основой всего процесса становится именно социализация, причем на всех уровнях: социализация сословий разных городов и племен в единую структуру сословий образующегося государства, социализация территориальных городов-государств в единую структуру страны, социализация средств производства. Рабовладельческий строй и его развитие играют ключевую роль в данном процессе. Города-государства, конечно, тоже захватывали рабов, если испытывали недостаток рабочей силы, так поступали и отдельно взятые племена. Но если для родоплеменного образования рабы были скорее способом пристроить к делу военнопленных, чтобы отработали свой хлеб, и присмотреться к ним, не подойдут ли для принятия в члены племени, то для протогородов захват пленных был и возможностью роста населения, и вариантом дополнительной рабочей силы. Далеко не всегда рабы находились на приниженном положении. Имея некоторые ограничения, они могли в остальном пользоваться примерно теми же условиями, что и свободные жители. Зачастую в таких поселениях-протогородах раб свободно передвигался в пределах поселения или даже мог покидать его территорию, занимался работами, схожими с теми, которые делали и свободные жители. Подобный подход остается возможным, причем массово возможным, пока поселения относительно небольшие и общее количество рабов в них достаточно невелико.
Рост империй вводит новые приоритеты, в первую очередь экономические. Торговля велась и на уровне первобытного общества, в основном в виде обмена ресурсами, доступными одному племени и недоступными другому. Период протогородов расширяет ассортимент, вводя в оборот не только скот и плоды земледелия, но и различные изделия ремесленников: керамику, украшения, оружие, простые доспехи, мебель, другие товары. Уже на уровне протогородов торговля становится более активной в рамках города, связывает контролируемые им территории, налаживается обмен с другими аналогичными городами. Как уже говорилось, те же греки и финикийцы сделали торговлю одним из основных видов своей деятельности, в частности морскую торговлю. Но на этом уровне дальние торговые походы все еще достаточно рискованное мероприятие, корабли или сухопутные экспедиции – нечто среднее между торговым путешествием и военным походом, в соседних землях можно встретить как радушный прием, так и тех, кто желает получить товары без обмена. Тем не менее, чем дальше от дома, тем более необычные товары можно встретить. Расширение территорий под властью одного города дает только плюсы для торговли. Любой правитель заинтересован в расширении торговли, так как она сулит прибыли, и старается обеспечить безопасность передвижения торговых караванов. Увеличение состояния знати дает возможность приобретать более редкие и изысканные товары. Естественно, возрастает спрос на качественных, опытных ремесленников, производящих высококачественные товары как для местной знати, так и для купцов, готовых отвезти эти товары в другие города и государства. Города – это в первую очередь концентрация ремесленников и знати, крестьянину проще жить на своей земле и заниматься ею. Рост городов, увеличение их населения приводит к потребности в увеличении поставок продовольствия. Можно, конечно, продовольствие закупать и привозить, но куда интереснее его продавать, помимо обеспечения собственного населения. Возникает необходимость улучшения сельского хозяйства. Отдельные крестьянские хозяйства, конечно, могут обеспечивать зерном и прочими припасами и город, и купцов, но земля – ценный ресурс, и знать не против иметь ее в своем пользовании, естественно, не обрабатывая собственноручно. А крупные поля и плантации проще обработать и проще получить одинакового качества и большой по объему урожай. Сельское хозяйство становится не только уделом крестьян, но и источником дохода знати. Естественно, на полях нужны работники. Самый простой способ получить их – купить рабов. Контролировать сотню рабов, наняв десяток надсмотрщиков на большой плантации, куда проще, чем одному крестьянину уследить за одним-двумя рабами. Производство различных товаров тоже находит применение подневольным рабочим рукам. Мастерские с несколькими рабами с налаженным и распределенным между ними трудом дают больший выпуск товаров, чем такое же количество ремесленников-одиночек, каждому из которых еще и собственное оборудование нужно. Строительство требует поставок одинакового качества, одинаково обработанных стандартных стройматериалов, это тоже повод для их массового выпуска и производства, для их добычи и обработки, а здесь самое уместное применение рабов. Развитие торговли и расширение производства дает толчок востребованности рабов, а приток рабов дает увеличение производства и, в свою очередь, увеличение торговли. Кроме того, активное применение рабского труда становится средством унификации и стандартизации производства, производственных процессов, первым предвестником будущей промышленности.
Рост государств ведет к стандартизации системы управления, дорог, монет, законов, производства, к укрупнению городов и объединению больших территорий под одной властью и с одинаковыми условиями на всей территории. Различные племена и народы объединяются в одном образовании, на территории которого распространены один общий язык, общая система законодательства и торговли. Некогда отдельные, разобщенные, раздробленные и зачастую враждующие территории сливаются в единые массивы, где протекает относительно мирное существование большого количества людей. Это дает возможность для роста благосостояния территорий и их жителей, развивает экономику, ремесла, искусства, улучшает земледелие и создает стабильные образования, где идет активное техническое и культурное развитие. Античные империи (независимо от формы правления) стали прообразом будущих государств и заложили основы экономического, технического и социального прогресса, которые дали возможность новым этапам развития цивилизации. По сути, античность стала шагом в сторону социализации общества на более глобальном уровне, создав структуры крупных образований и новые формы общества. Этот виток социализации стал необходимым этапом развития цивилизации. Формация античных империй окончательно уничтожила последние остатки родоплеменного наследия,
Но этап первичного разрушения родоплеменных общностей, сформировавший семейные ячейки как основу общества, пришедшую на замену родоплеменным, изменил направление своего основного действия. Первичный этап, основывавшийся больше на принципе “разрушай, чтобы объединить”, сменил курс на “объединяй” как основной. Хотя те же принципы разрушения более мелких структур для формирования более крупных из их “кирпичиков” продолжали работать, они уже не затрагивали установившуюся основу, из которой строились новые формации, – семью.
Причины упадка и разрушения античных империй, вероятно, в каждом отдельном случае были свои. Но общий процесс оказался неустойчивым, и общество снова “мотнуло” в сторону максимальной индивидуализации. На смену античности пришло средневековье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *