Существует общий принцип развития общества, принцип, не введенный и не управляемый кем-либо, а основанный на естественных закономерностях развития формаций. Вкратце этот принцип можно изложить так: крайне социализированное общество первобытного уровня может оставаться таковым, пока не столкнется с внешними изменениями привычного уклада и не будет вынуждено изменить свой образ жизни. Таким поводом становится переход от охоты к оседло-кочевой жизни скотоводов и оседлой или полуоседлой жизни земледельцев. Толчком к переменам служат внешние факторы: изменение природных условий или вынужденная смена региона обитания с переходом в другую погодно-климатическую зону. Следующий период – разложение племенного устройства и стремление к пику индивидуализации, обособление родов, семей, формирование нового типа экономического взаимодействия. Но сам процесс индивидуализации несет в себе зародыш возврата к социализации. Обособление и существование в виде замкнутых, однотипных сообществ может продолжаться достаточно долго, если племенные связи еще не утратили значение, а внешнее воздействие не играет принципиальной роли. Период протогородов — это период, когда племя уже расслоилось на отдельные части, но продолжает воспринимать племенные узы как более значимые, чем территориальные. Общество, нацеленное на самодостаточность в экономическом плане и не подвергающееся внешнему воздействию, заставляющему его сменить место проживания (будь то изменение климата или нашествие других племен), может оставаться в “законсервированном” состоянии, пока не столкнется с внешним фактором, подталкивающим к дальнейшим изменениям.
За пиком индивидуализации следует возврат к вынужденной социализации, что становится возможным и необходимым при активном взаимодействии вне племенного уровня. Расслоение племени на индивидуализированные семьи приводит не только к их обособлению, но и к их спецификации, разделению труда, возникновению специализированных профессий (вместо общего труда на общем поле или совместного выпаса скота), возникновению ремесел и ремесленников, отходящих от прямого участия в выращивании продовольствия, заменяя его производством необходимых предметов для тех, кто продолжает его выращивать, тем самым закладывая основу торговли, рынка и создавая необходимость смены процесса индивидуализации на процесс социализации. Таким образом, сама предельная индивидуализация закладывает последующие шаги к изменению курса на новый виток социализации.
“Консервация” отдельных сообществ, даже многочисленных и обитающих в разных частях мира, доказывает, что при возникновении подходящих условий они повторяют те же этапы развития, что и сообщества, не подвергшиеся “консервации”. “Законсервированные” сообщества, даже на уровне первобытного общества, существуют до сих пор, находясь в стабильной среде, ведущей к привычному образу жизни без необходимости изменений. Если они будут вынуждены сменить привычный образ жизни, то либо вольются в существующую стабильную формацию, подстроившись под нее, либо пойдут по тем же стопам развития, что свойственны всему человечеству.
Человек – основа общества (Закон) Часть первая. Средневековье от дикости к возрождению. Стремление к абсолютизму. Часть пятая.
