Откуда взялась знать?
Как на самом деле появилось расслоение общества? Маркс считал, что постепенно вождь и его дружина стали забирать себе лучшие куски земли из общественной – племенной, да и стали одни богатеть, другие беднеть. Возможный вариант, но есть один недостаток в такой теории. Изначально племя не делило имущество на свое – чужое, было все общее племенное. Вместе охотились, вместе ели. Потом когда землю научились обрабатывать, тоже вместе пахали, вместе ели, когда было нужно вместе и воевали. Коммунизм сплошной, одним словом. Никому бы и в голову не пришло делить землю просто так – это одному члену племени, это другому. Но в одном Маркс прав точно, виной всему земледелие оказалось.
Вот охотились все вместе, потом придумали зерно в землю сажать, ну или там всякие морковки с капустой, загнали коз с парой поросят в загон и осели на участке, где землю обрабатывают. Привязались к земле. Племя стало менее подвижным и более привязанным к месту обитания, чем племя охотников или скотоводов. Земля стала основным источником пищи. А значит за нее нужно держаться. Жизнь изменилась. Охота стала чем-то второстепенным. Оседлая жизнь дала возможность накапливать запасы и вещи, которые раньше кочевник позволить себе не мог (лишний вес с собой таскать явное излишество). Большие дома, украшения, мебель, разные безделушки. Но вокруг бродят другие племена, которые к земле не привязаны. Которые по старинке больше охотой промышляю, ну или научились скот пасти, тоже гоняют его туда-сюда. В глазах кочевника – земледелец богач. Большие запасы еды, большие дома (вместо шатров или шалашей), много вещей. Когда забредает такое племя на территорию земледельцев конфликты неизбежны. Напасть и отобрать – почему бы и нет?
Но умирать никто не хочет. Земледельцу проще откупиться, чем драться. Отдать часть урожая (нам хватит), отдать какие-то вещи (еще смастерим). А вы уходите без боя. Да и кочевникам проще получить дань, чем свою кровь проливать. Но это хорошо, когда в окрестностях одно племя кочевников бродит. Откупились и живи себе спокойно еще год, а то и больше. А если таких много? Если чуть не каждый месяц, неделю, несколько дней, новые жаждущие поживы приходят? С каждым драться сил не хватит, да и землю обрабатывать когда? Да и тем же кочевникам, если другое племя таких же как они, уже оберет земледельцев самим толком нечего уже взять будет.
Вот тут начинают кочевники делить между собой “дойных коров”, прям как рэкетиры. Да по сути они таковыми и были. Постепенно привыкают и земледельцы, и бывшие (уже) кочевники – вы платите, мы вас защищаем. Вот и появилась знать – рэкет. И крестьяне, которые под ними ходят. Вот и раздел имущества наметился – это знати принадлежит, а это “смердам”. А дальше уже и на семьи дробиться стали и те и другие. Так что знать изначально была не “разбогатевшими земледельцами”, а никогда не обрабатывавшими землю пришлыми воинами-охотниками-рэкетирами, которые узаконили свое право власти над крестьянами силой меча.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес
Группы в ВК :“Правильный феминизм”.