Возраст. Всплыла недавно тема, которую поднимала раньше, по поводу возраста и понятия «совершеннолетний». В чем это «совершенство», пардон, заключается и почему не «совершеннозимний»? Шутки шутками, но давайте взглянем на этот вопрос еще раз. Биологическое понятие возраста – понятие естественное. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает, такова биология. В связи с особенностями физиологии, выделяют ряд возрастных состояний. Младенец, ребенок, подросток, юный (молодой), пожилой, старый.
Естественно, есть разница как в физиологии, так и в психологии в разных возрастных состояниях. Но есть черта делящая жизнь человека на две части – она называется «совершеннолетие». До этой черты ты ограниченный в большинстве прав, зависимый от родителей (опекунов), далее за этой чертой взрослый, самостоятельный человек. И деление это не биологическое, а исключительно юридическое. Вопрос в том, на сколько обосновано такое деление ставящее грань исключительно по дате рождения? Вы скажете «ну надо же отличать взрослых от детей как-то?» Логично. Но вот несколько фактов к размышлению. В разных странах этот возраст разный. На Фарерских островах (есть такое государство) это 14 лет. В США и ряде других стран 21. В России 18 лет. То есть 14 летний гражданин Фарерских островов имеет право делать то, что запрещено двадцатилетнему американцу. Второе. Вы скажете, что в зависимости от национальности есть разница скорости взросления. Определенная есть, конечно, но не столь значимая, обусловленная скорее климатом проживания и «нормами» общества, ну и немного генетикой. На юге взрослеют немного раньше, чем на севере. Но разница не столь существенна. Взглянем на другой факт, в третьих. Если брать чисто физиологический, биологический аспект, то девушки взрослеют раньше парней. И физиологически и психологически. Возраст «совершеннолетия», естественно, никак не отображает этот момент. Но даже это скорее следствие стереотипа. Самое важное процесс взросления явление индивидуальное и зависящее от множества факторов, окружение, среда, воспитание, обучение, физиология, личные характеристики. Имеет ли смысл устанавливать присвоение полноценных прав в зависимости от возраста? Или проще выстраивать индивидуальный подход. Ведь вполне «взрослый» по возрасту, но психологически застрявший в детстве или не способный к адекватному мышлению человек может в любом возрасте нуждаться в посторонней заботе и уходе, в то время как интеллектуально развитый подросток может быть куда более способен к здравомыслию и самостоятельному принятию решений, чем являющийся его «опекуном» инфантильный «взрослый».