Традиционализм или прогрессивизм?
Сейчас в нашей стране взят официальный курс на то, что называют “патриотизмом”. Только это направление носит во всем мире немножко иное название – традиционализм или консерватизм. Все характеристики на лицо – восхваление “традиционных ценностей”, восхваление духовности и “духовного наследия” через продвижение религиозности, как основы, этого самого духовного, агрессивное и негативное отношение ко всему, что отличается от этих самых “традиционных ценностей”.

Суть всей “идеи” сводится к восхвалению самобытности и уникальности российской традиции и к порицанию “тлетворного влияния иностранщины”. Первое, конечно, звучит гордо и ласкает слух тем, кто любит постучать кулаком по столу и покричать: “Мы самые-самые и всех порвем…”. Это, конечно, прекрасно после бутылочки-другой традиционной русской водки… Но вот, собственно, к чему нас призывают и к чему ведут на самом деле? Какие такие традиции пытаются возродить? Сделаем небольшой экскурс в историю.
Прошлый 20-й век. Времена СССР, социализма, коммунистической партии, стремления в светлое социалистическое будущее… Это неотделимая история нашей родины, неотъемлемые традиции нашего народа, существовавшие на протяжении почти века и еще памятные старшему поколению, не по наслышке, а по собственной жизни. Может быть, нас пытаются вернуть к этим традициям? Нет, иначе у руля стояла бы совсем другая партия, например КПРФ. Я сейчас не говорю о том, что было в эти времена, какие были плюсы и какие минусы. Но традиции прошлого века не то, на что взят нынешний курс.
Может быть речь идет о многовековой культуре славянских племен? О временах языческой Руси? О временах, когда каждое племя было самостоятельным и решало свои дела на вечевом сходе, а князя выбирали вести войну, как военного вождя? Когда в каждом племени был свой уклад и свои традиции? Нет, конечно нет… Хотя, казалось бы, традиционалисты других народов взывают к тем временам. Немцы вспоминают величие германских племен, французы и ирландцы воспевают времена кельтов. Но нет, не в нашем случае. Те времена называют временами дикости и раздробленности.
То, что нам представляется в качестве “традиционных ценностей” имело место быть в крайне узкий промежуток времени исторического периода, а именно, от воцарения Ивана Грозного до прихода к власти Петра Великого. Время бояр, боярской Думы, время царства Московского собирающего вокруг себя русские земли, время торжества религиозности, время “домостроя” в бытовых – семейных отношениях, время окончательного закрепощения крестьян. Именно идеалы этого времени нам преподносятся как истинные традиционные ценности. Как тот пример, который стоило бы возродить и который возродить пытаются.
Петр Первый не даром был прозван Великим. Это, наверное, наиболее известный российский прогрессивист своего времени. Именно он старательно искоренял “традиционные ценности”, рубя боярам бороды, обряжая их в западные одежды, приучая к новым традициям и устоям. И поймите правильно, сейчас это не было кивком в сторону, мол, нужно на Запад ровняться. Нет! Запад так же сейчас застрял в своих проблемах и минусах, которые тоже уже успели стать своеобразной “традицией”. Традиционализм, как бы его не восхваляли, это застой, это попытка вернуть все в прошлое, попытка застрять где-то в былом, не развиваться, отсутствие прогресса. Любой застой – всегда тупик. Любой застой никогда ни к чему хорошему не приводит. Можно вечно топтаться на одном месте, гордясь длинной боярских бород и высотой боярских шапок, но это не сдвинет с места и не даст развития. Только покончив с “бородами” Петр Первый построил флот, получил выход к морю, создал более современную армию, развил науку, построил Петербург.
Полной противоположностью традиционализма является прогрессивизм. Если не брать в расчет конкретные партии или движения, манипулирующие этим термином, то в общем это стремление к движению вперед, к развитию, к поиску чего-то нового. Стремление к прогрессу как к таковому. Прогресс – это развитие, это движение вперед, это изобретение и попытка найти новые пути. Разве не к этому стоит стремиться? Разве не сама суть человека в том, чтобы развиваться, а не топтаться на месте? А чтобы двигаться вперед, нужно забыть о том, что связывает руки и ноги, забыть о старом, учиться смотреть на мир новыми глазам. Дальнейшее развитие всегда в чем-то новом. Попытки тянуть назад, с чьей бы стороны они не предпринимались и к чему конкретно они бы не призывали, это путь в никуда. Только новое ведет нас вперед. И только абсолютно новое дает нам выход и открывает неведомые грани.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :
Hi, after reading this amazing article i am also happy to share my familiarity here with mates.