Странности и стереотипы фемдвижения в России.
В нашем обществе настолько предвзятое отношение к феминизму, даже к самому слову “феминизм”, что каждый раз как затрагиваю эту тему поднимается целый бум возмущенных граждан (мужчин естественно), которые даже не вчитываясь в суть статьи тут же начинают поливать грязью, обвинять чуть ли не в фашизме (да и не чуть)
У комментатора явно личные проблемы с феминизмом, видимо, раз уже к террористам причислять стал. Ну да ладно, подобных “женолюбов” всегда хватало. Впрочем, в чем-то я даже не могу винить мужчин за предвзятое отношение. И объясню почему. Вообще феминизм довольно широкое и многоплановое движение, это не некая монолитная “идейная масса”, и оценивать всех женщин выступающих за равенство с мужчинами по действиям или словам отдельной группы женщин, все равно что сказать, что все, кто интересуется политикой – коммунисты, ну или, наоборот, все поголовно сторонники анархо-капитализма (есть и такое). Но в нашей стране (для особо въедчивых комментаторов, я в России живу, да-да.) Со словом “феминизм” в обществе установился стереотип, связанный с исключительно единственным направлением феминизма, с радикальным феминизмом. К сожалению, про другие направления многие даже и не слышали. И к еще большему сожалению, среди женщин причисляющих себя к фемдвижению в России, действительно много тех, кто относит себя к радикалкам, да и воодушевляется именно этим направлением и речами его идеологов (идеологинь, если угодно).
Ожидаю, конечно, очередную кучу плевков и обвинений, а то и бескультурщины – нецензурщины со стороны как “разгневанных мужчин”, для которых идеал женщины сводится к немецкой фразочке “Kinder, Küche, Kirche” , так и от представительниц радикального крыла феминизма, но наверное все же начну небольшой ликбез по разнообразию феминизма. Более детально и с подробностями по каждому направлению, наверное, стоит отвести отдельную статью (что я и постараюсь сделать, может быть не сразу, но постепенно), сейчас лишь кратко перечислю сами существующие направления с краткой характеристикой.
Анархо-феминизм – считает проблемой ущемленного положения женщин не мужчин как таковых, а устанавливаемый государством патриархальный строй. (В России практически не представлен, за исключением отдельно взятых женщин склонных к таким взглядам).
Вуманизм (он же постколониальный феминизм) – движение чернокожих женщин, считающих, что проблемы белых женщин и проблемы женщин чернокожих, не так уж сильно совпадают и сложившееся лидерство в феминизме задаваемое белыми женщинами, не отвечает интересам женщин чернокожих. (В России, по понятным причинам, отсутствует).
Марксистский феминизм – как ни странно, в современной России почти не представлен. Хотя был широко распространен во времена революции 1917 года. Его сторонницами были такие личности, как Клара Цеткин и Роза Люксембург. Основы же марксистского феминизма заложены самим Фридрихом Энгельсом. Суть его сводится к тому, что классовое равенство невозможно без равенства полового. Основа же неравенства заложена в классовом доминировании, поддерживаемом и сохраняемом патриархальными традициями. (Сейчас максимально широко представлен в Греции.)
Социалистический феминизм – выступает против капитализма и за социализм, утверждая, что коллективные усилия по преодолению существующей экономической системы в конечном итоге принесут большие выгоды женщинам. Некоторые социалистические феминистки считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. ( Наиболее широко был распространен в начале 20 века. Сейчас в России присутствует, но не особо известен).
Материальный феминизм. В основном рассматривался как движение за равенство в материальном плане, независимо от половой принадлежности. Право женщин наравне с мужчинами распоряжаться имуществом и иметь самостоятельный способ заработка. Возник во Франции в 19 веке. Сейчас по причине достижения поставленных целей в большинстве стран мира отсутствует.
Боюсь, что даже краткое перечисление займет большой объем, об этом больше просто списком. Но по каждому пункту постараюсь написать отдельную статью.
Экзистенциальный феминизм.
“Пушистый” феминизм.
Сексуально-либеральный или секс-позитивный феминизм.
Духовный феминизм.
Культурный феминизм.
Индивидуалистский феминизм.
Либеральный феминизм.
Многокультурный феминизм.
Поп-феминизм
Экофеминизм
Социально-обусловленный феминизм
Феминизм Амазонок.
Постмодернистский феминизм.
Психоаналитический феминизм.
Феминизм равенства.
Умеренный феминизм.
Эрофеминизм.
Большинство из этих направлений кардинально отличаются от того, что стало стереотипными клише в обществе о феминизме от того, что понимается под словосочетанием “радикальный феминизм” и от того, что пропагандируют феминистоненавистники. По каждому пункту , как я уже сказала, постараюсь написать отдельную статью, с более детальным освещением вопроса. И говоря о том, насколько сейчас уместен и необходим феминизм, к вопросу который задают время от времени различные комментаторы “равенство же вам дали, что вам еще нужно?”, приведу в пример тоже одно название статьи, на которую недавно натолкнулась (по понятным причинам: ни ссылку на нее, ни имя автора – приводить не хочу). Статья называлась “Общество сделало ошибку дав женщинам право образования”. Вот, дорогие мои читатели, покуда существуют такие высказывания – феминизм дело необходимое. Ведь женщина в первую очередь человек, ничем не хуже и не лучше любого другого человека, а уже потом она женщина. Да и то женщина она, в первую очередь, когда возникает вопрос выбора пары для совместной жизни. А в остальных случаях она – человек!
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :